Гуляй, Широкая Масленица! История Масленицы. Масленица: история праздника, традиции и обычаи Чем отличается узкая масленица от широкой

Кандидат филологических наук И. ГРАЧЕВА (г. Рязань).

Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это - веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как масленице предшествовал "родительский день", когда славяне поклонялись душам усопших предков. Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена.

Ряженые в Коломенском. Фото 1996 года.

Излюбленная забава на масленицу - катание на качелях - живет и в наши дни.

Бег в мешках - это, пожалуй, уже новый вид состязаний.

Ряженые. Только сегодня они пользуются современным транспортом. Но на тройке - куда как приятнее.

Уличный торг у Кремля в конце XVIII века. С гравюры Колпашникова.

Вид Кремля из Замоскворечья. С гравюры Махаева. 1764 год.

Кулачный бой. С гравюры Гейслера. XVIII век.

Некоторые историки считают, что в древности масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. А этнограф прошлого века И. М. Снегирев считал, что масленица в языческие времена сопровождала празднования в честь языческого бога Велеса, покровителя скотоводства и земледелия. В христианскую эпоху Велесов день, приходившийся на 24 февраля по новому стилю, стал днем святого Власия. В народных присловьях сохранилась память о традициях обрядовых подношений Велесу-Власию: "У Власия и борода в масле".

Однако это еще не все о значении масленицы. Для славян она долгое время была и встречей нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились русичи в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли масленицу в народе "честной", "широкой", "обжорной", а то и "разорительницей".

Ни принятие христианства, ни изменение времени новогоднего отсчета не заставили Русь отказаться от любимого праздника - хлебосольного и разгульно-веселого, в котором словно отражалась русская натура, порой не знающая меры и удержу. Об этом мы можем судить по дошедшим до нас свидетельствам современников - отечественных и иностранных. Англичанин С. Коллинс, служивший в середине XVII века врачом у царя Алексея Михайловича, писал в своих записках: "На масленице, перед Великим постом, русские предаются всякого рода увеселениям с необузданностью и на последней неделе (перед Великим постом - прим. И. Г.) пьют так много, как будто им суждено пить в последний раз на веку своем". По рассказам Коллинса, после этого праздника по Москве тянулись скорбные подводы с бездыханными телами жертв лихого разгула. Одни напивались до смерти, другие во хмелю падали в сугробы и замерзали, третьи гибли в кулачных боях, любимой масленичной забаве. "Человек двести или триста провезены были таким образом в продолжение поста", - писал Коллинс.

Саксонец Г. А. Шлейссингер, побывавший в Москве в конце XVII века, рассказывал: "В это время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах, зазывают к себе гостей и упиваются медом, пивом и водкою до упаду и бесчувственности". По своей темпераментности, замечает Шлейссингер, московиты, пожалуй, сродни итальянцам: "Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и почти таким же образом отправляется".

Даже качели, которые любили устраивать на масленицу россияне, нередко для отчаянных удальцов становились причиной членовредительства, а то и гибели. Царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, "кулачных боев меж себе не делали и на качелях ни на каких не качалися".

Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем. Молодой Петр I, открывая масленичные гулянья в Москве и забыв строгие наставления своего батюшки, сам с упоением качался на качелях вместе с офицерами-преображенцами.

Это подметил и секретарь австрийского посольства И. Г. Корб, приехавший в это время в Россию: на масленице "пропадает всякое уважение к высшим властям, повсюду царит самое вредное своеволие". К немалому удивлению Корба, сам молодой царь задавал тон этому ниспровержению всяческих авторитетов. Корб стал свидетелем курьезного и вместе с тем глумливого обряда: только что отстроенный Лефортов дворец освящал на масленицу шутовской патриарх, "князь-папа", возглавлявший "всешутейший и всепьянейший собор". Дворец освящали в честь Вакха, кадили табачным дымом, а "патриарх" благословлял всех крестом, сделанным из перекрещенных табачных трубок. Затем во дворце начался веселый пир, продолжав шийся двое суток: "Причем не дозволялось уходить спать в собственные жилища. Иностранным представи телям отведены были особые покои и назначен определенный час для сна, по истечении которого устраивалась смена, и отдохнувшим надо было в свою очередь идти в хороводы и прочие танцы".

Ф. В. Берхгольцу, прибывшему в Россию в свите герцога Голштинского, особенно запомнилась масленица в Москве в 1722 году. По случаю празднования Ништадтского мира Петр устроил необычную процессию, которая двинулась из села Всесвятского и проехала по Москве. Изумленные москвичи видели, как по заснеженным улицам их древнего города курсировал русский флот. Лодки, яхты, корабли были поставлены на сани, которые тянули лошади.

Берхгольц оставил подробнейшее описание этого поезда. Тут был и "князь-папа" со своей шутовской свитой: "В ногах у него верхом на бочке сидел Бахус, держа в правой руке большой бокал, а в левой посудину с вином". За ним следовал Нептун: "Он сидел в санях, сделанных в виде большой раковины, и имел пред собою в ногах двух сирен". Сам император ехал на большом корабле, беспрестанно салютовавшем из пушек. Команду корабля составляли бойкие, проворные мальчики (очевидно, ученики навигацкой школы). Берхгольц рассказывал: "Его величество веселился истинно по-царски. Не имея здесь в Москве возможности носиться так по водам, как в Петербурге, и несмотря на зиму, он делал однако ж со своими маленькими ловкими боцманами на сухом пути все маневры, возможные только на море. Когда мы ехали по ветру, он распускал все паруса, что конечно немало помогало 15-ти лошадям, тянувшим корабль".

Императрица следовала за кораблем в красивой раззолоченной гондоле. В процессии были ряженые, изображавшие турок, арапов, испанцев, арлекинов, даже драконов и журавлей. Были сани, запряженные шестерней медведей. Ими правил человек, зашитый в медвежью шкуру. Вероятно, это была выдумка Ромодановских, которые славились своими дрессированными медведями. Берхгольц насчитал в процессии свыше 60 саней. Праздник закончился пиром и фейерверком.

А вот в 1724 году в Петербурге масленица не удалась. Петр намеревался и здесь устроить забавное санное шествие, но всю праздничную неделю мела метель и был жестокий мороз. Несколько дней участники процессии в костюмах и масках съезжались к месту сбора, но, окоченев по дороге, отправлялись отогреваться в чей-нибудь гостеприимный дом. Азартный государь не терял надежды осуществить задуманную им потеху, но, увы, стихия победила.

Екатерина II по случаю своей коронации, подражая Петру I, устроила в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием "Торжествующая Минерва". Три дня ездила по городу маскарадная процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была представить различные общественные пороки - мздоимство, казнокрадство, чиновничью волокиту и другие, уничтожаемые благотвор ным правлением мудрой Екатерины. Распорядителем праздника был известный актер Ф. Г. Волков, стихи и тексты для хоров писали М. М. Херасков и А. П. Сумароков. Процессию составляли четыре тысячи действующих лиц и двести колесниц. Это увеселение стоило жизни Волкову, простудившемуся во время праздника. А пороки, с которыми намеревалась бороться Екатерина, по странной иронии судьбы под ее скипетром расцвели еще более пышным цветом.

Когда Екатерина II дождалась рождения внука Александра, которому втайне намеревалась передать престол, обойдя нелюбимого сына Павла, императрица на радостях устроила для своих приближенных поистине "бриллиантовую" масленицу. Английский посол лорд Гаррис сообщал: "Императрице угодно было устроить в течение масленицы праздник, который своим великолепием и изяществом превзошел все, что можно придумать в этом роде. За ужином десерт подавался на драгоценных блюдах, сверкавших каменьями на сумму до двух миллионов фунтов стерлингов". Тем, кто оказывался в выигрыше в затеянных после ужина играх, императрица преподносила бриллиант. За вечер она раздарила своим приближенным около 150 бриллиантов, поразивших англичанина своей ценой и редкостной красотой.

Посетивший Россию в XVIII веке датчанин П. Хавен рассказывал: "Помимо различных игр, обычных на масленицу, русские в эту неделю устраивают себе развлечение, которое чужеземным наблюдателям кажется более опасным, нежели веселым". Он имел в виду катание с высоких ледяных гор, ставшее неотъемлемой частью масленичных забав. Сначала для этого использовали естественные рельефы местности - высокие речные берега, овраги и пригорки, которые заливали водой.

Ганноверского посланника Ф.-Х. Вебера, побывавшего в России во времена Петра I, это излюбленное развлечение русских привело в содрогание. У крутого, обледеневшего спуска реки уже вовсю шла потеха. Наверху стоял стол с водкой, которой - "на дорожку" - угощали катающихся. Под горой расположился оркестр, вокруг собрались толпы наблюдающих. Несколько человек садились гуськом, держась друг за друга, на соломенный коврик. Для благополучного спуска следовало обладать незаурядными акробатическими способностями. Катальщики на огромной скорости неслись с горы, скользя по ледяным ухабам на "пятой точке" и задрав ноги кверху, чтобы не покалечить их и не приехать вниз нагишом: по свидетельству Вебера, при стремительном спуске от трения "брюки, если не были прочны, рвались в клочья". Как только коврик с катающимися сталкивали сверху, "начинали играть литавры и трубы, звук которых сопровождался криками зрителей и самих спускавшихся. И я могу на собственном опыте подтвердить, - продолжает Вебер, - что, когда был со всеми остальными принужден также проделать этот спуск и счастливо завершил гонку, я от головокружения почти ничего не слышал и не видел".

Со временем "катальная потеха" в городах совершенствовалась. На льду реки или на площадях стали возводить деревянные горки с нарядными павильонами, спусковую дорожку ограждали бортиками. Горки украшали разноцветными флагами, еловыми и сосновыми ветками, даже деревянными скульптурами. Вместо рогожек появились специальные санки, которые вначале напоминали лодки, поставленные на полозья и обитые внутри сукном. Но некоторые лихачи предпочитали спускаться с горок на коньках или просто на собственной подошве. В Петербурге в начале XIX века славились горы купца Подозникова. Они строились на Неве против Сената и достигали 26 метров в высоту. Катание с городских усовершенствованных гор стало платным и в прошлом веке стоило копейку.

Возле ледяных гор развертывалась бойкая торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику веселили скоморохи и любимый народный герой - Петрушка. Вскоре на смену этим представлениям пришли балаганы, в которых выступали акробаты и жонглеры, показывали дрессированных животных и китайские тени, ставили лубочные комедии, спектакли-феерии, а также популярные в XIX веке "живые картины".

Хозяева балаганов чутко улавливали изменения зрелищных потребностей и вкусов публики. Едва по Петербургу разнеслась молва о триумфе картины К. Брюллова "Гибель Помпеи", как в одном из балаганов начали показывать "живую картину" на эту тему. Эффекты были впечатляющие: яркие вспышки извержения вулкана, дым, грохот, живописные группы статистов... Правда, полуобнаженные "помпеянцы" отчаянно дрожали в промерзлом балагане, но невзыскательные зрители истолковывали это как ужас перед грозной стихией.

Если в Москве и Петербурге простолюдины на масленице спешили в балаганы, чтобы посмотреть "Битву русских с кабардинцами" или "Взятие Карса", то жители маленьких провинциальных городков и деревень сами становились действующими лицами необычной баталии - взятия снежного городка - помните яркую, динамичную картину Сурикова? Собравшись от мала до велика, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и двумя воротами. Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали крепость, а ее защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби. Потом всем участникам игры подносилось угощение, а победителя награждали подарком.

Распространенной масленичной забавой, особенно в глубинке, были кулачные бои. С. В. Максимов в "Очерках народного быта" рассказывал о традициях одного из уездных городков Пензенской губернии: "В последний день масленицы <...> на базарную площадь еще с утра собираются все крестьяне, от мала до велика". Начинается с традиционной "стенки", когда выстраиваются друг против друга бойцы двух партий. А кончается тем, что "все дерутся, столпившись в одну кучу, не разбирая ни родных, ни друзей, ни знакомых. Издали эта куча барахтающихся людей очень походит на опьяненное чудовище, которое колышется, ревет, кричит и стонет от охватившей его страсти разрушения. До какой степени жарки бывают эти схватки, можно судить по тому, что многие бойцы уходят с поля битвы почти нагишом: и сорочки, и порты на них разодраны в клочья".

Широкая масленица в полной откровенности выставляла напоказ все: и семейные достатки, о которых судили по нарядам и угощению; и одичание невежественных душ, превращающее праздник в пьяный мордобой, и неистребимую тягу человеческих сердец к красоте и радостной поэзии бытия. Максимов писал: "Всюду весело, оживленно, всюду жизнь бьет ключом, так что перед глазами наблюдателя промелькнет вся гамма человеческой души: смех, шутки, женские слезы, поцелуи, бурная ссора, пьяные объятия, крупная брань, драка, светлый хохот ребенка..."

Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам городов и деревень наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром или медвежьей шкурой, а вслед неуклюже скакали крестьянские лошаденки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками и бумажными цветами. Гремели конские копыта, звенели бубенцы и колокольчики, заливались гармоники... Мальчишки с наслаждением дули в глиняные свистульки, выводя птичьи трели и даже не подозревая, что подражание голосам птиц - тоже остаток языческих обрядов зазывания Весны-Красны. Эту светлую радость и праздничную пестроту красок донесли до нас картины Б. Кустодиева, любившего рисовать русскую масленицу.

Молодая англичанка М. Вильмот, приехавшая в гости к княгине Дашковой, с удовольствием участвовала в масленичных катаниях в Москве в 1804 году. Она записала в дневнике: "Особенно блистали купчихи. Их головные уборы расшиты жемчугом, золотом и серебром, салопы из золотного шелка оторочены самыми дорогими мехами. Они сильно белятся и румянятся, что делает их внешность очень яркой. У них великолепные коляски, и нет животного прекраснее, чем их лошади. Красивый выезд - предмет соперничества <...> Прелестная графиня Орлова была единственной женщиной, которая правила упряжкой, исполняя роль кучера своего отца. Перед их экипажем ехали два всадника в алом, форейтор правил двумя, а графиня - четырьмя лошадьми. Они ехали в высоком, легком, чрезвычайно красивом фаэтоне, похожем на раковину".

леди Блумфильд так описывала масленицу 1846 года в Петербурге: "Все пространство большой Адмиралтейской площади было покрыто временными бараками и деревянными театрами, а также цирками, каруселями, ледяными горами и т. д., устроенными для развлечения народа. Дорога против Зимнего дворца была занята непрерывной линией карет, которые тянулись, точно в процессии, и были преимущественно наполнены детьми. В общем это было красивое и веселое зрелище, словно большая ярмарка. Во время масленицы люди всех классов, казалось, совсем теряли голову, думая только о том, как больше наполнить эту неделю удовольствиями и развлечениями".

Особую поэзию санному катанию придавал давний народный обычай: поженившиеся зимой "молодые" ездили по улицам "казать себя" и делали визиты родным и знакомым. Нередко и помолвленные женихи вывозили напоказ всему честному люду красавиц-невест. "Новоженов" и помолвленных узнавали сразу: и по счастливым лицам, и по щегольским нарядам, а особенно по тому, что им положено было ездить обнявшись. В "Записках" А. Т. Болотова есть любопытный эпизод, относящийся к времени правления Екатерины II. Великий князь Константин Павлович, только что женившийся, последовал народному обычаю и, "подхватив свою молодую и посадя в открытые сани, один, без кнехта, без всяких дальних сборов и церемоний, ну по городу масленицею ездить и кататься и всем свою молодую показывать; а народу то и любо было. Сказывают, что сие узнала императрица и ей было неугодно, что он нарушил этикет, так что она не приказала ему без своего ведома давать лошадей".

Главное угощение на масленице - блины, пеклись и поедались в несметных количествах. В знаменитых петербургских и московских ресторанах в эту неделю расторопные половые вместе с карточкой меню клали на столы отпечатанные поздравления с масленицей, часто написанные в стихах и украшенные яркими рисунками. На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник - встреча масленицы, во вторник - заигрыши. В среду-лакомку тещи приглашали зятьев на блины. В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу - тещины вечерки - зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам.

Воскресенье называлось "прощеным днем". Француз Ж. Маржерет, служивший в России в начале XVII века, рассказывал, что русские в этот день "ходят навещать друг друга, обмениваясь поцелуями, поклонами и прося прощения друг у друга, если обидели словами или поступками; даже встречаясь на улице, хотя бы прежде никогда не видели друг друга, целуются, говоря: "Простите меня, прошу вас", - на что отвечают: "Бог вас простит, и меня простите тоже". В XVII веке в этот день цари вместе со своими приближенными приходили "прощаться" к патриарху. А тот, исполнив необходимые церемонии, потчевал высоких гостей креплеными медами и рейнским вином.

Впрочем, в каждой местности складывались собственные традиции распорядка масленой недели. Так проводы масленицы в одних губерниях начинались уже с пятницы, в других откладывались до воскресного вечера. По деревням с песнями и приговорами двигалась процессия с соломенным чучелом Масленицы, которую чествовали, приглашали снова вернуться на следующий год, а потом увозили за околицу, где сжигали на костре. В некоторых местах во время проводов возили сани с укрепленным на столбе колесом; на колесе восседал румяный крепкий мужик, держа в одной руке штоф вина, а в другой - калач. Колесо, вероятно, символизировало круговорот годового солнечного движения. Что касается фигуры мужика с калачом, то исследователи народного быта видели в нем или олицетворение масленицы или воспоминание о языческом божестве, покровителе плодородия и семейных достатков.

Вполне возможно, что масленичные шествия, столь полюбившиеся Петру I, своими истоками были связаны и с этими простонародными традициями. Сам Петр в подобных процессиях старался играть скромную роль, нарядившись то шкипером, то барабанщиком, а его супруга часто была одета голландской крестьянкой. Зато крестьянин на масленой неделе мог превратиться в царя. В конце XVII века тверской помещик Н. Б. Пушкин донес, что его крестьяне в субботу на масленице выбрали себе "царя", с великим торжеством водили его по деревням и "всполохи чинили с знаменами и с барабанами и с ружьем". Перепуганный помещик усмотрел в игровом действе проводов масленицы политическую крамолу.

Драматург А. Н. Островский, задумав ввести в пьесу "Снегурочка" сцену проводов масленицы, записывал обрядовые праздничные песни, услышанные в русских деревнях. И в "Снегурочке" племя берендеев, жившее в "доисторические времена", прощалось с масленой неделей так же, как и современники драматурга, как, может быть, и сейчас еще прощаются с ней в русской глубинке:

Прощай, честная Масляна!

Коль быть живым, увидимся.

Хоть год прождать,

Да ведать-знать,

Что Масляна придет опять...


1909

24.01.18

В этом году Масленица ранняя, начнется 12 и продлится до 18 февраля. Масленичная неделя самая веселая и праздничная. Раньше Масленицу праздновали на широкую ногу. Это были солнечные зимние денечки, наполненные гомоном и шумом, вкусными запахами блинов, перезвоном колокольчиков, украшавших нарядные тройки, горящие, как жар, медные самовары, гуляния, балаганы, зимние игры, веселые чаепития с угощениями и танцами. Сегодня у нас возрождаются утраченные традиции, и уже не первый год в Москве проходит праздничная масленичная неделя во всех районах города. Что ждет нас в этом году?

Начиная с 9 и по 18 февраля в Москве пройдет фестиваль Московская Масленица, где будут задействованы более 40 площадок, среди которых Площадь Революции, Манежная площадь, Новый Арбат, Тверской бульвар и другие.

Каждая будет иметь свою тематику и оформление. Здесь будут использоваться свыше сотни сделанных вручную арт-объектов. Так, здесь можно будет увидеть "Царь-Масленицу" из нескольких тонн чистого озерного льда, фигуры соломенных Маслениц, русские национальные игрушки от полутора до трех метров в высоту и многое другое.
Москвичей и гостей столицы ждут театрализованные фольклорные масленичные представления, традиционные народные забавы и игры; гостей будут развлекать скоморохи и затейники.
Кроме развлекательной программы, гостей и жителей столицы в местах проведения фестиваля ждут вкусные угощения. Тут можно будет попробовать более 100 видов блинов, приготовление которых доверили лучшим московским заведениям общепита, подавшим заявки на участие и прошедшим жесткий отбор. В красивых и уютных домиках-лотках вы сможете купить деликатесные продукты из разных регионов страны.
Главным угощением на Масленицу, считаются блины. Их вы сможете отведать вдоволь. Кроме того, на фестивале будут организованы мастер-классы по приготовлению масленичных блюд. В роли преподавателей выступят шеф-повара ресторанов, фуд-блогеры и просто опытные кулинары, которые научат ребят и взрослых готовить блины и блинчики - пышные и тонкие, на кефире и сметане, из гречневой и ржаной муки, со сладкими и сытными начинками.

Масленица в "Коломенском"

Праздничные гулянья, посвященные проводам уходящей зимы, ждут москвичей в музее-заповеднике "Коломенское". Театрализованная программа "Боярыня Масленица" стартует в субботу, 17 февраля, в 13:00 на сцене у Торговой улицы.

Гости познакомятся с обычаями, обрядами, масленичными играми и забавами, узнают, как отмечали Масленицу горожане и сельские жители. В ярмарочных домиках можно будет угоститься блинами, горячим чаем, а также приобрести сувениры.
18 февраля, в воскресенье, с 12:00 до 17:00 на сцене у Торговой улицы гости "Коломенского" смогут увидеть театрализованную программу "Прощание с Масленицей". Детей и взрослых приглашают поучаствовать в традиционных русских подвижных играх, спеть вместе с фольклорными коллективами народные песни, частушки и заклички. Желающие также смогут присоединиться к хороводам. Кульминацией праздника станет сжигание чучела Масленицы.
В этот же день с 13:00 у красного крыльца дворца царя Алексея Михайловича пройдет представление "Масленица: традиции столетий". Народные ансамбли представят специальную программу, рассказывающую о каждом дне Масленой недели.
Любители активного отдыха смогут покататься в санях или в конном экипаже, а самые маленькие — верхом на пони. Для желающих будут работать пункты проката тюбингов и каток с натуральным льдом.

Масленица в музее-заповеднике "Люблино"

Проводить уходящую зиму москвичей приглашают в музее-заповеднике "Люблино", где 17 февраля пройдет уличный праздник "Масленица: золовкины посиделки".
Гости познакомятся с традициями и обрядами проводов зимы, узнают историю празднования Масленицы. Ведущие расскажут о значении каждого дня Масленой недели, а аниматоры позовут присоединиться к веселым народным играм и забавам. Артисты вместе с юными посетителями вспомнят русские литературные произведения, посвященные Масленице. Аниматоры вынесут чучело Масленицы и поиграют со всеми желающими в масленичный поезд.

Масленица в музее-усадьбе "Кусково"

Отметить праздник уходящей зимы москвичей приглашают в усадьбе графа Петра Шереметева, где сейчас расположен музей-усадьба "Кусково". На экскурсии по старинному дворцу расскажут о пышных празднествах XVIII века, которые устраивал хозяин Кускова для своих именитых гостей.
Для гостей выступит фольклорный ансамбль, в музейном кафе их угостят блинами с чаем, а на мастер-классах научат делать куклы-закрутки, традиционные изделия из глины и бересты.
Программа будет проводиться с 3 по 18 февраля в рабочие дни музея по сеансам — в 10:30, 12:00, 13:30, 15:00. Программа включает в себя экскурсию по дворцу и участие в фольклорной программе. Продолжительность — два часа.

Масленица в зоне отдыха "Черное озеро"

Физкультурно-спортивный праздник пройдет в зоне отдыха "Черное озеро"в честь Масленицы. Детей и подростков ждут спортивные состязания по перетягиванию каната, взрослых — соревнования по армспорту и жиму гири. Также в программе бой подушками, кулачные бои стенка на стенку, выступления музыкальных коллективов и другие развлечения.
Все желающие смогут выполнить нормативы комплекса ГТО: рывок гири (16 килограммов), подтягивание из виса на высокой перекладине, наклон вперед, отжимание от пола.

Масленица в "Сокольниках"

18 февраля 2018 года в парке культуры и отдыха "Сокольники" состоятся торжественные мероприятия, посвященные празднованию Широкой Масленицы. Посетителей парка ждут традиционные гулянья, символизирующие проводы зимы, многочисленные русские народные игры и забавы, кулинарные мастер-классы и концерт с участием звёзд российской эстрады. Мероприятие будет проходить при поддержке Департамента культуры города Москвы и ГКУ "Объединенная дирекция "Мосгорпарк".
Основные события пройдут на Фонтанной площади, где будет установлена сцена и организована зона мастер-классов. В течение всего дня посетителей будут развлекать аниматоры. Для всех желающих пройдут русские народные игры, в числе которых "Карусель", "Прыжки в мешках", "Перетягивание каната", "Ручеек", "Бояре, а мы к вам пришли", "Городки" и многие другие. Аниматоры научат детей вращать обручи, прыгать через скакалку, бросать кольца. Также в развлекательной программе — танцы, забавы, хороводы.

С 11.00 до 22.00 на 4-м Лучевом просеке у Фонтанной площади будет работать традиционный масленичный маркет городских сладостей "ВкусноФест".
В праздничном концерте на главной сцене примут участие различные музыкальные коллективы. В 18.00 пройдет торжественное сжигание арт-чучела Масленицы в образе гигантской снежинки. Завершится программа мероприятий праздничным DJ-сетом.

Масленица в Парке Горького

Между колоннами входной группы парка разместят резиновый арт-объект в виде огромного солнца. Гуляя по парку, можно будет увидеть тематические инсталляции: Языки пламени, Цветы, Башню и Лабиринт.
Чтобы как следует проводить зиму, в парке организуют несколько площадок. Примите участие в перетягивании каната, решитесь на забег в мешках или сыграйте в спокойные игры: скрамбл, шахматы и петанк.
Сцену, на которой будут выступать артисты, установят на Пушкинской набережной. Там же состоится торжественная церемония сжигания чучела. В этом году его высота достигнет восьми метров, так что праздник будет видно издалека.

Фото: Depositphotos.com//@ Jim_Filim



В 2007 году масленичная неделя начинается 12 февраля и закончится 18 февраля праздником масленицы. Масленица - древний славянский праздник, доставшийс...

Широкий разлив народного масленичного гулянья запечатлен в картинах Б. М. Кустодиева «Масленица» и «Балаганы»: нарядная толпа, веселые лица, раскрепощенность, катанье на каруселях, на ярких возках и украшенных конях, тройках, катанье с гор, весеннее сине-голубое небо в белых облаках и сам воздух, кажется, напоенный ароматом пирогов и блинов,- все это вкусно и красочно передает ликующий дух переливающегося через край праздника. Масленичное гулянье длилось неделю, каждый день в народе имел свое название: понедельник-встреча, вторник-заигрыши, среда - лакомства, четверг - широкий четверг, пятница - тещины вечерки, суббота - золовкины посиделки, воскресенье - проводы или прощеное воскресенье. Много веселых потешных шуток, прибауток, песен, пословиц и поговорок связано с этими днями: «Без блина не масляна»; «На горах покататься, в блинах поваляться»; «Не житье, а масляница»; «Масляница объедуха, деньгам приберуха»; «Хоть с себя все заложить, а масляницу проводить»; «Не все коту масляница, будет и великий пост» (В. И. Даль).

Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Она справляется за семь недель до Пасхи и приходится на период с конца февраля до начала марта. Это - веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.

Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как масленице предшествовал "родительский день", когда славяне поклонялись душам усопших предков. Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить.

Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена. В старину Масленица считалась самым веселым и разгульным славянским праздником, которым отмечали начало земледельческих работ. И хотя сегодня мы не так фатально привязаны к земледельческому циклу, как наши предки, Масленица - хороший повод повеселиться.

Доживем до понедельника

Само слово "масленица" появилось в XVI веке. Масленицу в народе так любили, что, кроме многочисленных ласковых имен для всей недели ("касаточка", "сахарные уста", "целовальница"), придумали названия и для каждого из семи дней. Дни были строго расписаны: кто к кому в гости ходит, кто кого угощает.

Понедельник назвали встречей: в этот день встречают широкую Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горы, поют встречные песни. Песен великое множество, доброй сотни страниц не хватит, чтобы все напечатать.

В этот день свекор со свекровью отправляли невестку на целый день, с самого раннего утра, к отцу с матерью. Кто думает - погостить-отдохнуть, ошибается. Невестка должна была помочь по хозяйству, так как вечером в понедельник свекор со свекровью отправлялись в гости к сватам. За блинками, не торопясь, договаривались о том, в какие дни кому из родни визиты наносить, как всю эту неделю праздновать.

В старину царь Петр I самолично открывал гулянья в первопрестольной у Красных ворот. С этого места, куда ни кинь взгляд, все пело, плясало, на качелях качалось, с гор мчалось.

Кто хочет хотя бы отдаленно представить, как это было, может в нынешнюю Сырную неделю, особенно в последние ее дни, сходить на Поклонную гору. Конечно, театрализованное представление 1998 года не повторит полностью те балаганы, тех скоморохов и паяцев, но весельем зарядит.

С понедельника начинали печь блины. Кажется - чего уж проще! Ан, нет. К молодым, которые впервые встречали Масленицу самостоятельно, с утра пораньше приходила теща, чтобы научить дочерей печь хорошие блины.

Увы, сейчас этот обычай утерян. А зря. Бог с ними, с блинами (хотя у тещ они почему-то всегда получаются вкуснее), но ведь "простую радость человеческого общения" ничем не заменишь. К тому же лишний почет тестю с тещей не помешает.

Все знают пословицу "Первый блин комом". А, собственно, почему - разве дело только в непрогретой сковороде? Первый блин предназначался душам усопших родителей. Его клали на подоконник и говорили при этом: "Честные наши родители! Вот для вашей души блинок!"

Хорошее правило - поминать, вспоминать не только в отведенные для этого дни, но и перед весельем: не будь родителей, и мы бы не веселились. Традиция закрепилась в пословице: "комом" - значит, не мне. Вернее, это мне комом будет, если забуду, кому первый блин.

Второй день Масленицы, вторник, называется заигрышами. Начинались безудержные игры. Тут и знаменитые снежные, ледяные крепости (между прочим, не что иное, как последний приют зимы), и девичья потеха - качели, и скоморошьи частушки...

Главное в заигрышах - любовная тема. Молодоженам разрешалось даже целоваться прилюдно; холостые парни высматривали себе невест, а девушки оценивающе поглядывали на суженых. Для того и устраивались ледяные горки, засылались в нужные дома специальные "позыватки", родители пекли горы блинков - чтоб парни и девушки вместе побыли, повеселились, пообнимались, конечно, под неусыпным родительским оком.

Третий день Масленицы, среда - лакомка. В этот день зятья к тещам приходят на блины. К счастью, в современных семьях зятьев немного - в лучшем случае, один-два. А раньше накормить полдюжины зятьев было делом разорительным. Отсюда и присказка "Масленица-объедуха - денег приберуха". Но ничего не попишешь: "хоть себя заложи, а Масленицу проводи!"

Тещины блины - это по обычаю целый пир. Уж каких только не напечет - и маленьких, и больших, и молочных, и пряженых, и с икрой, и с селедочкой. А уж о напитках и речи нет - только бы на ногах устоять. Попробуй зятю не угодить, ведь дочка - родная кровь, ей потом выслушивать.

Едва все приходят в себя после визита к теще, как наступает четвертый день - широкий четверг. Вот когда начинается настоящий разгул! Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать. Особенно дети. В Москве теперь уж точно по домам не пойдешь: никто дверь не откроет. Но в деревнях нет-нет, да и услышишь детские голоса: "Трынцы-брынцы, пеките блинцы! Мажьте масленее, будет вкуснее! Трын-трынца, подайте блинца!" Гостевания продолжаются - с подарками, с хмелем, ведь не все коту Масленица, надо успеть нагуляться перед Великим постом.

Пятый день Масленицы называется выразительно - тещины вечерки. Теперь уж зять тещу блинами угощает. Да не просто если та зайдет, а с предварительным приглашением. Чем сильнее зазывал зять тещу, тем больше оказывал ей почета. Говорят, "у тещи зятек - любимый сынок". Вот он и доказывает, что так и есть. А чтобы теще приятнее было, заодно приглашалась вся мыслимая родня: пусть посмотрит, как зять тещу привечает.

Шестой день этой разгульной недели - золовкины посиделки (золовка - сестра мужа): невестка дарит золовкам подарки. В этот день сжигали чучело Масленицы - и окончательно прощались с зимой. Пепел развеивали по полю, чтобы был хороший урожай.

И вот завершающий день - прощеное воскресенье, проводы, целовальник. Все названия верны, все ясны. Заканчивается гулянье, нет больше обжорства, похмелья. Сжигаются последние чучела, чтобы зиму в весну не перетягивать. С той же целью на ледяных горках разводят костры - лед растопить, холод уничтожить.

У масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало много песен. С Масленицей прощались и в шутку и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, молодежь вела себя более бурно и выкрикивала: - Убирайся вон, рваная старуха, грязная! Убирайся вон, пока цела!

Кидали в костер блины - «Гори, блины, гори, Масленица!»; парни, перемазанные сажей, старались и других выпачкать, в первую очередь, конечно же, девушек, а с ними и тещ - «Теща, люли, поджаривай блины!».

Во второй половине дня прощения просят, милосердные дела творят.

Это день очищения, день подготовки к посту. "Прости меня, если виноват".- "И ты меня прости".- "Бог простит". Прощение сопровождалось взаимными поклонами и поцелуями. Сначала просят прощения младшие у старших. Молодожены обязательно приезжают к тестю с тещей, к свекру со свекровью, привозят подарки. Кумовьев тоже надо одарить. Крестники навещают крестных.

Прощеное воскресенье - это еще и день поминовения. Просят прощения у умерших, для чего идут на кладбище, оставляют на могилах блины.

По окончании Масленицы принято сходить в баню. В понедельник будет не до веселья - начнется Великий пост.

В принципе все эти милые развлечения с легкостью повторимы сегодня: на санках мы катаемся всю зиму, да и блины - чрезвычайно аппетитное блюдо. Проведать родных на Масленицу тоже совсем неплохо. Впрочем, не надо забывать о них и все остальные дни года.

Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись из гречневой или пшеничной муки, большие - во всю сковородку, или с чайное блюдце, тонкие и легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, икра, снетки и пр..

В масленичных обрядах и обычаях главное место отводилось молодоженам. И катания с гор, и катания на тройках были обязательными для новобрачных. Одним из масленичных ритуалов были визиты молодых супругов к родителям. О визитах зятьев «к теще на блины» сложено много шутливых песен, поговорок: «Зять на порог - стены в масле». Можно считать, что масленица-праздник новобрачных.

Но золотым гвоздем масленицы были блины. Ни одно застолье не обходилось без них. Блины с маслом, со сметаной, со шкварками, салом, с маком и медом, вареньем, брусникой, семгой, икрой - не исчерпать всех возможностей праздничного стола.

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины,
У них на масленице жирной
Водились русские блины
А С Пушкин

Что же это такое-русские блины, о которых упоминает поэт? К сожалению, в наши дни рецепт этих блинов позабыт, по-видимому оттого, что не бывает в продаже гречневой муки, из которой их приготавливали. Это вполне поправимо. В домашних условиях гречневую муку для русских блинов можно приготовить из хорошо высушенной гречневой крупы, смолов ее в обычной кофемлоке.



Этот древний народный праздник не закреплен за определенным числом календаря. Масленица относится к «переходящим» праздникам, связанным с Пасхой. Празднуют Масленицу на последней неделе перед Великим постом, который длится семь недель и заканчивается Пасхой. Во время Великого поста церковь предписывает верующим воздерживаться от некоторых видов пищи, увеселений и развлечений — вот народ и стремится повеселиться «впрок». А название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять — вот и пекут блины масленые. По этой же причине Масленицу называют Сырной неделей.

Масленица — самый веселый, шумный народный праздник. Каждый день недели имеет свое название, а название говорит о том, что в этот день полагается делать. Конечно, сейчас трудно соблюсти все обычаи и обряды, ведь масленичная неделя у нас — обычная рабочая неделя. Но узнать о них будет интересно многим. Ведь Масленица — это не только блины, которые бывали в прежние времена и дома, ив гостях, и в трактире, и прямо на улице. В Масленицу долг каждого человека — помочь прогнать зиму, разбудить природу. На это и направлены все масленичные традиции.

Понедельник — «встреча». В этот день полагается устраивать и раскатывать ледяные горки: чем дальше катятся салазки, чем громче шум и смех над горкой, тем лучше будет урожай, длиннее лен. А еще для того, чтобы лучше росли растения, нужно качаться на качелях — чем выше, тем лучше. В старину москвичи Масленицу справляли у Красных ворот. И здесь сам царь Петр Великий открывал Масленицу и катался на качелях с офицерами.

Вторник — «заигрыш», в этот день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами.

Среда — «лакомка». Название говорит сам за себя. В этот день хозяйки поступают по поговорке: «Что есть в печи — все на стол мечи!» На первом месте в ряду угощений, конечно, блины.

Четверг — «разгуляй». Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивают катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни). Главное мужское дело в этот день — оборона и взятие снежного городка. Мужчины и молодые парни с азартом включаются в битву, женщины, старики и дети выступают в роли зрителей, строгих судей и страстных болельщиков.

Пятница — «тещины вечера», в этот день зять едет «к теще на блины», а теща зятя встречает и угощает.

Суббота — «золовкины посиделки». Ходят гости ко всем другим родственникам, и опять угощение — бесчисленные блины.

Воскресенье — «прощеный день». В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесенные обиды и, облегчив душу, весело поют и пляшут, провожая широкую Масленицу.

Зиму принято изображать в виде соломенного чучела, обряженного в женское платье. В начале Сырной недели чучело с комической торжественностью встречают, а в последний день с шумом, смехом, плачем и шутками сжигают на огромном костре.

В наше время в «прощеный день» устраивают обычно народные гулянья, ярмарки, концерты. В этот день мастера-умельцы и мастерицы-рукодельницы могут похвастаться своим мастерством, а может быть — и продать свои изделия. Шутники, балагуры, любители песни и пляски устроят свое состязание, а сильные и ловкие добры молодцы — свое. Желательно, чтобы в этот день прямо на улице, там, где проходит гулянье, у каждого была возможность поесть блинов и выпить горячего чая (а еще лучше приготовить старинные русские напитки — меды, сбитни).

Дома, в семье, тоже стоит отметить этот древний праздник, ведь издавна русские люди старались встречать, а особенно провожать Масленицу достойно, чтобы потом не жить весь год «в горькой беде». Русская пословица говорит: «Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить».

О ТОМ, ЧТО ИСЧЕЗЛО НАВСЕГДА

Иван Сергеевич Шмелев вспоминает на страницах своей книги «Лето Господне» об одной, навсегда исчезнувшей, масленичной затее:

«...Масленица... Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны — вызывает оно во мне; пылающие свечи, синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую, снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселым конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармони. Или с детства осталось во мне чудесное, непохожее ни на что другое, в ярких цветах и позолоте, что весело называлось «масленица»? Она стояла на высоком прилавке в банях. На большом круглом прянике — на блине? — от которого пахло медом — и клеем пахло! — с золочеными горка по краю, с дремучим лесом, где торчали на колышках медведи, волки и зайчики, — поднимлись чудесные пышные цветы, похожие на розы, и все это блистало, обвитое золотою канителью... Чудесную эту «масленицу» устраивал старичок в Зарядье, какой-то Иван Егорыч. Умер неведомый Егорыч — и «масленицы» исчезли. Но живы они во мне...»

Тема «Широкая Масленица»

Цель: знакомство школьников с обычаями и традициями русского народа.

Задачи:

Привитие интереса к изучению элементов русской народной культуры;

Развитие ловкости, смекалки;

Способствовать развитию творческого потенциала учащихся;

Воспитание в учащихся бережного отношения к сохранению традиций и обычаев русского народа;

Оздоровление учащихся

Ход мероприятия

Здравствуйте гости дорогие, гости славные и желанные! Мы сегодня масленицу встречаем, зиму провожаем, весну закликаем!

Русоволоска Масленица добрая
Гуляет всю неделю от души!
Печёт блины, оладьи, пышки сдобные,
Румяные, как солнце. Хороши!
Весёлым хороводом праздник славится,
Поёт, хохочет весь честной народ.
Весну встречает Маслена-красавица.
Прощай зима, до встречи через год

В языческие времена Масленица была связана с проводами зимы и встречей весны. Весна воспринималась как начало новой жизни. Тем более, что праздновалась она в день весеннего солнцеворота.

После принятия христианства Масленица стала предварять Великий пост перед празднованием Пасхи.

Прочитайте поговорку: “Хоть с себя все заложи, а Масленицу проводи” С чем это было связано? (Слайд 2)

А связанно это было с тем, что на Руси Масленица была еще и встречей Нового года, ведь год начинался с марта. А все мы знаем, как Новый год встретишь, так его и проведешь. Никто не хотел весь год жить в скуке и нужде, поэтому и была Масленица разгульной и веселой.

Масленица имеет очень много разных названий. Какие из них известны вам? (Слайд 3)

Масленица, Масленая неделя, Широкая Масленица, Сырная неделя, Сырная масленица, Сырная седмица, Объедала, Объедуха, Боярыня – Масленица, Блиноеда, Разорительница, Широкая Масленица, Обжорная, Разгульная,Честная,Веселая Масленица.

Масленицу отмечали целую неделю, и каждый день отмечался по особенному.

(Слайд 4) Понедельник – встреча . В понедельник Масленицу встречали. В этот день из соломы делали чучело Зимы, надевали на него старую женскую одежду и с пением возили на санях по деревне. Затем чучело ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Катание с гор - это не просто забава, а старинный обряд, ведь считалось, что у того, кто больше раз с горы скатиться, у того и лен выше будет.

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА".
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят.

(Слайд 5) Давайте встретим масленицу веселым хороводом. (Учащиеся водят хоровод приговаривая)

Едет масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных,
Живет масленица семь деньков,
Оставайся семь годков.

(Слайд 6) С понедельника богатые люди начинали печь блины. Бедные же люди начинали печь только с четверга или пятницы.

Почему именно блины были основным блюдом на Масленицу?

Блин у славян был символом солнца, которое вступало в свои владения.

(Слайд 7) Вторник – заигрыш

«ЗАИГРЫШ» беспечный – ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них – награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!

(Слайд 8) С утра приглашались девицы-молодицы покататься на санках на горах, поесть блины, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, воздвигались снежные городки.

Самое любимое дело на Масленицу - кататься на корежках-досках, залитых водой и замороженных на холоде. Корежки заменяли санки, салазки. Для катания на корежках выстраивали на крутом берегу катушку из толстых бревен и жердей. У такой катушки «бег» («разбег») был до трехсот метров, чтобы дух при катании захватывало.

Катались дети и взрослые на обычных санках, на чунках (саночки со стульчиком), на козликах или коньках, или трублях (санки с перильцем и рулем - конек на дощечке, чтобы управлять можно было). Малыши катались на ледянках (ладейках) - это небольшая дощечка, впереди заостренная и выдолбленная вроде корытца. Еще дети катались на снопах соломы и на старых телячьих шкурах целыми экипажами, компаниями.

Эстафета «Катание с горы»

Ребята, а сейчас мы покатаемся с горки. Первый участник команды добегает до наших «саночек» (обруч), берет их и бежит к команде. В «саночки» забирается второй участник и вместе бегут с горы. Первый игрок вылезает из «саночек», а второй бежит к следующему участнику. Побеждает та команда, которая быстрее перекатает всех ребят.

Эстафета «Обруч»:

Ребята, а теперь мы проверим вашу ловкость. По команде первый игрок бежит до обруча, пролезает и возвращается назад, передаёт эстафету следующему игроку.

Эстафета «Перетягивание каната».

(Слайд 9)Третий день Масленицы - «лакомка» В этот день люди лакомились блинами и другими масленичными яствами. Блины пеклись с бесконечным разнообразием: пшеничные, ячневые, овсяные, гречневые, из пресного и кислого теста.

Народ говаривал: «Блин не клин, брюха не распорет».

На «лакомки» тещи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя сзывали всех своих родных.

«Угадай с чем блинок» Участникам предлагается попробовать блины и угадать с чем они.

(Слайд 10)Четвертый день Масленицы - «широкий четверг » - «разгул, перелом»

На этот день приходилась середина масленой гульбы: позади - три дня, впереди - три дня. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

Молодоженов сажали в сани и спускали с горы заставляли при всех целоваться. Если уж кто отказывался - сталкивали в снег и засыпали их по самую шею...

В четверг заканчивалась “узкая” Масленица и начиналась “широкая”. Именно с этого дня начиналось всеобщее празднование Масленицы.

Все жители сел и деревень устраивали хороводы, балаганы, веселые игры и пирушки. В этот же день проводились кулачные бои. . Иногда для боя полагались специальные меховые рукавицы и толстые шапки, чтобы противники в пылу битвы не покалечили друг друга.

В старину было три вида кулачных боев:

бой один на один (или “сам на сам”);

– “стенка на стенку” (часто в таком бою бились улица на улицу или деревня на деревню). По старинной примете, чья деревня победит, в той и урожай будет больше;

-“сцеплялка – свалка” (каждый выбирал себе противника по силе и не отступал до полной победы, после чего “сцеплялся” в битву с другим).

1.Частушки . Каждой команде раздаются частушки, учащиеся их исполняют.

Шила платье из капусты,
Огурцом отделала.
Рассердилась, платье съела,
Что же я наделала?

Я плясала в 3 ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад,
Сапоги мои лежат.

Я на Масленку катался,
Трое саней изломал.
Ворона коня замучил
И милашку закатал!


У кумы была сестрица
Печь блины-то мастерица.

Напекла их кучек шесть
Семерым их не поесть.


Сели четверо за стол
Дали душеньке простор.
Друг на друга поглядели…
И блины-то все поели!

Мы с подружкою гуляли
Сыром гору налепляли
Всю блинами устилали,
Сверху маслом поливали!

Солнце красное зашло,
Возвращаемся в село.

2 . «Петушиные бои» Двое учащихся встают в круг,подогнув одну ногу и заложив руки за спину, и пытаются вытолкать друг друга из круга.

3. «Переправа» На полу рисуются льдинки, команда должна по ним перейти. Чья команда быстрее перейдет, одерживает победу.

(Слайд 11) Пятый день Масленицы - тещины вечерки - гостевой день

Говаривали: «Хоть тещины блинки сладки, да тещ угощают на Масленую зятьки».

На тещины вечерки зятья угощают своих тещ блинами. Приглашения бывают почетные, со всею роднёю к обеду, или запросто на один ужин. В старину зять обязан был с вечера лично приглашать тещу, а потом утром присылал нарядных зватых. Чем больше бывало зватых, тем теще более оказывалось почестей.

Девушки в полдень выносили блины в миске на голове. Они шли к катливой горке. Тот парень, которому девушка была люба, торопился отведать блинка, спознать: добрая ли хозяйка из нее выйдет? Ведь она у печи этим утром выстояла, блины творила.

Сценка:

Стол. На столе самовар, блины, чашки. За столом тёща и зять.

Тёща:

Зять соглашается.

Зять: «Буду»

Учитель:

«Ребята, если зять не сможет слово в рифму подобрать, поможем тещё!»

Зять решил устроить бал,

Тещу в гости он…(позвал).

Купил муки, купил творог,

Испёк рассыпчатый…(пирог).

Зять мамашу в гости ждёт,

Но что – то тёща…(не идёт).

Он долго у стола ходил,

Потом кусочек…(отхватил).

Затем подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту…(съел),

Когда же тёща подошла,

То даже крошек…(не нашла).

Учитель:

«Молодцы, ребята! А сейчас, чтобы «умаслить тёщу» вы должны отгадать загадки»

Участники должны отвечать хором.

Загадки:

1. Бродит одиноко огненное око, всюду, где бывает – взглядом согревает. (Солнце)

2. Никто его не видит, а всякий его слышит. Без крыльев оно, а летит, без языка – а говорит.(Эхо)

3. Годовой кусочек каждый день гоняет листочек, год пройдёт – весь лист опадёт. (Календарь)

4. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идёт; глаз нет, а плачет. (Туча)

5. Дождь идёт, я тут как тут, многие меня здесь ждут, лягушата и ребята, голуби и поросята. Я на зеркало похожа и на озеро чуть-чуть, ну а вам не захотелось ко мне в гости заглянуть. (Лужа)

6. Бьют Ермилку, что есть силы по затылку, он не плачет, только ножку прячет. (Гвоздь)

7. Заря - заряница, красная девица, тропку выпускает, росу расстилает. Едет стороной, с сохой, бороной, с ключевой водой. (Весна)

(Слайд 12)Шестой день Масленицы - золовкины посиделки

Масленица уже постарела. Напоследок отмечались ее проводы. Золовка – это сестра мужа. На золовкины посиделки молодая невестка приглашала своих родных к себе. Если золовки были еще в девушках, тогда невестка созывала старых своих подруг-девиц, если они были выданы замуж, тогда она приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам. Новобрачная невестка обязана была одарить своих золовок подарками. Масленица была, как бы предлогом сойтись, посудачить о том, о другом.

А встречали весну закличками (Слайд 13)

Ой, ты, Масленица, обманщица!

Обманула, провела,

Нагуляться не дала!

Уходи, Зима, ко сну,

Присылай Весну!

Прощай Масленица!

Прощай Масленица!

Прощай Масленица!

Погляди, народ! К нам Весна идёт!

Весна.

Я – Весна!

Отворяйте ворота!
Первым март пришел.
Всех детей провёл.
А за ним придёт апрель,
Отворяй окно и дверь.
А уж как придёт май –
Сколько хочешь гуляй!

Учитель:

Здравствуй, Весна-красна!

Весна.

Здравствуйте и вы, люди добрые!

Я пришла к вам с радостью, с великой милостью!
С рожью зернистой, с пшеницей золотистой!
С овсом усатым, с чёрною смородиной!
Со цветами лазоревыми да с травушкой-муравушкой!

Появляется зима под звук метели.

Зима.

Что это вы тут развеселись, расшумелись, разрезвились?

Весна.

Потрудилась ты. Зимушка-Зима всласть,

Пора и честь знать!

Зима.

Ах, вот ты как!
Да, я Зима белая-белая,
В поле снегом сеяла-сеяла.

Весна.

А я Весна красная, солнечная, ясная, ясная!

Зима.

Я тебя снегом вымою-вымою!
За ворота выгоню, выгоню!

Весна.

А я снежком укроюсь, зеленью прикроюсь
Стану ещё краше на просторах наших!

Зима.

Ну что же, Весна-красна! Спорить и говорить ты мастерица.

Но без боя я не уступлю своё место! (Бросает в весну снежком)

А ну-ка, ребята, кто зиму любит, ко мне!

Весна.

Те кто Весну ждёт ко мне!

Игра “Снежки”.

Зима.

Да, сильна ты, Весна! Я отступаю!

Учитель

Прощай, Зима, прости ты нас,
Что мы рады Весне сейчас!
Что нынче нам Весна милее,
Что о тебе мы не жалеем!

Вот и наступил последний день Масленицы – воскресенье!

(Слайд 14)Седьмой день Масленицы - прощеное воскресенье - проводы, целовник

С утра до обеда кумовья ходят, ездят друг к другу одаривать подарками. В этот день на Руси все от мала до велика просили друг у друга прощения: «Прости, сыми с меня вину!» или «Прости, если что неладного между нами вышло», «Прости меня, грешного, на Великий пост!». За вины свои, за досады друг у друга наши предки с открытой душой просили прощения и молили позабыть обиды, утворить лад между собой и не держать на памяти зло. Дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения за все огорчения, им доставленные. Прощание заключалось поцелуем и низким поклоном.

После обеда - собирались в церковь к вечерни, которая открывала Великий Пост.

(Слайд 15)Ввечеру сжигали Масленицу. Сначала чучело Масленицы окружали почетом, а затем выносили за околицу и сжигали.

Так исстари весело, карнавально, с выдумкой, с обильным угощением и всепрощением провожал народ зиму, встречал весну, словно желал отгуляться и отвеселиться на весь Великий пост.

Давайте сейчас попросим прощения у того, кто справа от вас стоит, у того, кто – слева.

(Все просят прощения друг у друга).

Учитель:

«Вот и кончилось маслице,

Прошла, прошла Масленица!

До чего нас довела!

До хлеба, до редьки,

До пареной репки,

До горького хвоста,

До Великого поста.»

Что такое Великой Пост?

Великий Пост является самым древним, главным, строгим и длительным среди постов, установленных православной церковью, Он длится в течение 7 недель от Прощёного воскресенья до самой Пасхи. Еще в Ветхом Завете Господь повелел людям каждый год давать десятину (т. е. десятую часть из всего, что они приобретали), чтобы иметь благословение во всех делах своих.

Учитывая это, а также в память о сорокодневном посте Иисуса Христа в пустыне, святыми Апостолами для пользы людей было установлено приблизительно десятую часть года (около 36 дней, не считая воскресных), т. е. время Великого Поста (Святую Четыредесятницу) посвящать Богу, чтобы потом иметь благословение в делах.

Это время молитвы и покаяния, когда каждый должен, отрешившись от житейских благ, развлечений и увеселений, посвятить время очищению и возвышению души: осознать и испросить у Господа прощения своих грехов (постом и исповедью), чтобы затем, согласно заповеди Спасителя, достойно причаститься Святых Христовых Тайн.

Во время поста запрещается: устроительство и участие в играх; пение, танцы, слушание музыки, смех и вообще бурная радость, просмотр телевизионных программ (кроме информационных), вступление в брак. Нельзя врать, сквернословить, осуждать кого-либо. Первая и последняя неделя поста являются особо строгими.

Источники

    http://www.tvoyrebenok.ru/stihi_maslenica.shtml