Влияние оценки на эмоциональное состояние младших школьников. Оценка значения ситуаций Эмоциональная оценка действия

Эмоциональный тон ощущений.

Результатом воздействия визуальных, аудиальных, тактильных и обонятельно-вкусовых психологических релизеров на те или иные органы чувств являются ощущения. Ощущения не только несут информацию о количественных и качественных характеристиках поступающих на внешние рецепторы раздражителей, но и всегда сопровождаются тем или иным эмоциональным тоном, сигнализирующим человеку о значении этих раздражителей для его жизнедеятельности. Положительный эмоциональный тон побуждает человека к сохранению воздействия раздражителя, а отрицательный - к его прерыванию. Так, эмоциональный тон тактильных ощущений, возникающих у человека, пришедшего зимой домой с холодной улицы, и прислонившегося к теплой печке, вызывает желание прижаться к ней сильнее, а эмоциональный тон ощущений, возникающих при соприкосновении с огнем, - желание скорее отдернуть руку.

Соответственно, если человеку от природного объекта поступают положительные релизеры, то он стремится сохранить возникающий положительный эмоциональный тон ощущений и продолжить взаимодействие с этим природным объектом, а если поступают отрицательные - избегать с ним контактов.

Таким образом, ощущения выступают в процессе формирования отношения в качестве своеобразного «фильтра»: положительные способствуют дальнейшему формированию положительного отношения, а отрицательные его «блокируют».

Несколько иначе обрабатывается воздействие поведенческих (витальных) релизеров. В этом случае важнейшую роль играет механизм сравнения, на основе которого устанавливается параллелизм с человеком. Иногда сам факт такого параллелизма уже способствует положительному отношению к природному объекту.

Например, достаточно увидеть забавную, переваливающуюся походку пингвина, украшенного при этом строгим фраком и белоснежной манишкой, так напоминающими одежду благородных английских лордов, чтобы испытать чувство умиления.

«Она (обезьяна) спала, повернувшись на бок, в одном конце клетки, где устроила себе удобное ложе из сухих банановых листьев. Подушкой ей служила собственная рука, а одеялом - полученный от нас старый мешок, которым она старательно укрылась, зажав концы под мышками.

Ва! - удивленно воскликнул Фон. - Она спит, как человек.

Да-да, - подхватили члены совета, - она спит, как человек!»

После того, как параллелизм установлен, витальные проявления или поведение природного объекта, как правило, оцениваются по аналогии с человеком. Для этой оценки используются критерии, в основе которых лежат этические нормы человеческой этики.

Например, маленькая болонка «смело» бросается на подбежавшего к хозяйке огромного дога, заливается лаем, пытаясь запугать «врага» и «спасти» хозяйку. Такое самопожертвование, преданность, с точки зрения человеческой этики, является образцом поведения настоящего друга.


Если витальные проявления или поведение природного объекта соответствуют этическим нормам, предъявляемым к человеку, им дается положительная эмоциональная оценка, если не соответствуют - отрицательная.

Следует отметить, что между человеческими этическими принципами, по которым оценивается поведение (витальные проявления) природного объекта, и экологической целесообразностью нередко возникает противоречие. В этом случае даже экологически целесообразное поведение природного объекта вызывает отрицательную эмоциональную реакцию. Например, у некоторых птиц, в частности, у белого журавля (стерха), из яиц вылупляются два птенца, но родители выкармливают только одного, обрекая второго на гибель. Это экологически целесообразно, так как двух птенцов журавли выкормить не в состоянии и один из них является «запасным» на случай патологического развития
второго зародыша. Но, с точки зрения человеческой морали, речь идет о «детоубийстве», что, конечно, может способствовать формированию отрицательного отношения к стерхам.

_____________________________

1 ДарреллДж. Гончие Бафута. С. 318-319.

Следует отметить, что в некоторых случаях витальные проявления или поведение природного объекта являются безотносительными к этическим нормам: например, кошка умывает лапой мордочку - данный поведенческий акт не может быть оценен как «нравственный» или «безнравственный», как соответствующий или несоответствующий этическим нормам.

Эмоциональная оценка, возникающая под воздействием поведенческих (витальных) психологических релизеров, играет в формировании субъективного отношения к природному объекту ту же функцию, что и эмоциональный тон ощущений, возникающих под воздействием остальных релизеров перцептивного канала: положительная вызывает стремление продолжить взаимодействие с данным природным объектом, отрицательная - избегать с ним контактов.

Таким образом, механизмами обработки поведенческих (витальных) релизеров является сравнение витальных проявлений и поведения природного объекта с человеческими витальными проявлениями и поведением и их эмоциональная оценка с точки зрения человеческих этических критериев.

В результате действия описанных механизмов обработки психологических релизеров перцептивного канала, природный объект становится для человека привлекательным или непривлекательным. К привлекательному природному объекту, у человека формируется влечение, т. е. еще недифференцированная, неосознаваемая или слабо осознаваемая потребность во взаимодействии с ним.

Такое влечение закладывает основы дальнейшего формирования положительного отношения к данному природному объекту. Во-первых, оно делает человека сенситивнее, чувствительнее к воздействию релизеров перцептивного канала, а во-вторых, способствует функционированию других каналов. Сформировавшееся влечение к природному объекту может выразиться как в поиске и сборе информации о нем (тогда дальнейшее формирование отношенияидет по когнитивному каналу), так и в целенаправленном стремлении к практическому взаимодействию с ним (тогда отношение продолжает формироваться уже по практическому каналу).

Когнитивный компонент

В качестве когнитивной составляющей выделяют две формы ``Я-концепции"" -- реальную и идеальную.

Реальная ``Я-концепция"" - это представление личности о себе, о том, ``какой я есть"".

``Я -- идеальное"" - это представление личности о своих желаниях: ``каким бы я хотел бы быть"". В ``Я-идеальном"" отражаются признаки, которые человек хотел бы иметь, которые ценит и к которым стремится.

Эмоционально-оценочный компонент

Эмоционально-оценочный компонент является ядром ``Я-концепции"", к нему относят самооценку, уровень притязаний, самоотношение.

Степень адекватности ``Я-концепции"" связана с адекватностью самооценки личности. Самооценка личности -- это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки личности зависят ее отношения с окружающими людьми, ее креативность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности личности, ее дальнейшее развитие. Исходной точкой отчета самооценки является социальное взаимодействие: отношения с другими людьми в процессе деятельности и общения. Познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют отработать собственную оценку. В дальнейшем уже сложившаяся оценка ``Я"" постоянно сопоставляется личностью с тем, что она видит в других людях.

Сложившаяся у индивида самооценка может быть как адекватной (человек правильно оценивает себя), так и неадекватной (завышенной или заниженной), что влияет на уровень притязаний личности.

Уровень притязаний личности - степень трудности целей, к которым человек стремится и достижение которых ему представляется привлекательным и возможным. На уровень притязаний личности оказывают влияние как динамика успеха и неуспеха в конкретной деятельности, так и динамика удач и неудач на всем жизненном пути. Уровень притязаний может быть адекватным: человек выбирает цели, которые соответствуют его способностям, умениям и возможностям, либо неадекватным - завышенным или заниженным. Завышенный уровень притязаний, когда человек ставят перед собой слишком сложные, нереализуемые цели, является результатом завышенной самооценки личности. Заниженный уровень притязаний - результат заниженной самооценки личности.

Определяющим компонентом ``Я--концепции"" является самоуважение - обобщенное отношение личности к самой себе, характеризующееся отношением действительных её достижений к уровню её притязаний. Самоуважение личности прямо пропорционально количеству достигнутых ей успехов и обратно пропорционально уровню притязаний. Высокий уровень самоуважения создает у личности чувство комфорта, стимулирует развитие её уровня притязаний. Низкий уровень приводит к острой неудовлетворенности собой, провоцирует неврозы и депрессию.

Становление и развитие ``Я-концепции"" ``Я-концепция"" личности является результатом длительного процесса развития, который начинается с момента рождения и осуществляется на протяжении всей жизни. Одну из наиболее разработанных теорий стадийного развития ``Я-концепции"" предложил американский психолог Гордон Олпорт.

1 Первая стадия -- ощущение своего тела. Младенец не осознает себя как отдельное сущее, поэтому он не делает различий между тем, что есть ``мое"" и что ``не мое"". Однако в течение первого года жизни младенцы начинают осознавать многие ощущения, которые исходят от мышц, сухожилий, связок, внутренних органов чувств. Эти повторяющиеся ощущения образуют телесную самость. В результате младенцы начинают отличать себя от других объектов.

2 -- ощущение самоидентичности, ребенок осознает самого себя в качестве определенного и наиболее важного лица. Наиболее значимой отправной точкой для возникновения чувства целостности и непрерывности ``Я"" с течением времени становится собственное имя ребенка. В 2-3 года, выучив свое имя, ребенок начинает постигать, что он остается одним и тем же человеком, несмотря на все изменения в его росте и во взаимодействии с внешним миром.

3 -- формирование самоуважения. Первоначально чувство самоуважения проявляется как чувство гордости, которое испытывает ребенок, когда выполняет что-то самостоятельно. Таким образом, самоуважение зависит от успешного выполнения ребенком какого-то задания. Позже, в возрасте четырех-пяти лет, самоуважение приобретает оттенок. Признание сверстников также становится важным источником новых самооценок в течение всего детства.

4 расширение границ самости. К 4-6-летнему возрасту ребенок начинает осознавать, что ему принадлежит не только собственное физическое тело, но также и значительные элементы окружающего его мира, включая людей. В течение этого периода дети научаются постигать значение ``мой"".

5 в возрасте 5-6-ти лет начинает формироваться образ ``Я"". Это время, когда ребенок начинает узнавать то, чего от него ожидают родители и другие люди, каким они хотят его видеть. Именно в этот период ребенок начинает понимать различие между ``Я -- хороший"" и ``Я -- плохой"". В целях и стремлениях индивида начинают отражаться ожидания значимых для него других людей.

6 (6 - 12 лет) осознанное рациональное управлением собой. Индивид на этой стадии использует абстрактную аргументацию и применяет логику для разрешения повседневных проблем. Ребенок еще не доверяет себе настолько, чтобы быть морально независимым. Скорее, он догматично полагает, что его семья, группа ровесников, религия, учителя и другие люди всегда правы. Эта стадия развития самости отражает сильный конформизм, моральное и социальное послушание.

7 в подростково-юношеском возрасте происходит оформление ``Я-концепции"", целостного чувства ``Я"" (постановка перспективных целей, настойчивость в поиске путей разрешения намеченных задач, ощущение того, что жизнь имеет смысл). Однако и в зрелом возрасте это стремление развивается, потому что развертывается новый этап поиска самоидентичности, нового самосознания.

8 стадия связана с уникальной способностью человека к самопознанию и самооценке.

Лексическая единица, которая включает в себя элемент оценки: дождичек, беленький и т.п. Слова с эмоциональной окраской могут включать разнообразные оттенки: иронический, неодобрительный, презрительный, ласкательный, торжественно-приподнятый и др. Эта окраска, как правило, устойчива, поскольку возникает в результате того, что само значение слова содержит элемент оценки: название предмета или явления, действия, признака осложняется оценочностью, отношением говорящего к называемому явлению (губошлеп, разгильдяй, пустомеля ). Оценочными могут оказаться слова в переносном значении (например, о человеке говорят: медведь, ворона, орел ). Оценочность может достигаться при помощи суффиксов: бабуля, солнышко, цветочек . Существуют лексические единицы, за которыми оценочность закрепилась по традиции: вития (оратор), вещать (говорить, провозглашать), взывать (обращаться) и т.д.

Эмоционально-оценочная лексика делится на два больших разряда:

1) слова с положительной характеристикой;

2) слова с отрицательной (негативной) характеристикой.

Эмоционально-оценочная лексика употребляется в художественной и разговорной речи в связи с созданием эмоциональности, в публицистическом стиле – для выражения страстности. В стилистике : Эмоционально-оценочные слова, отражают эмоционально выраженную прагматику языка [от греч. πραγμα äело, действие], т.е отношение говорящего к действительности, содержанию или адресату сообщения. Выделяются три группы эмоционально-оценочных слов:

1) в самом значении слова заключен элемент оценки (восславить, дерзание );

2) оценка заключена в переносном значении слова (о человеке: орел, кипятиться );

3) субъективную оценку выражают суффиксы (бабулечка, человечек ). Стилистические пометы при эмоционально-оценочных словах: вежливое, вульгарное, грубое, ироническое, ласкательное, неодобрительное, шутливое и др.

"эмоционально-оценочное слово" в книгах

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВООДУШЕВЛЕННЫЙ ОРАТОР

Из книги Живое слово автора Mitrov

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВООДУШЕВЛЕННЫЙ ОРАТОР Впечатлительные натуры вкладывают в свои слова не только мысли, но и чувства. Они способны на воодушевление, которое, невольно передаваясь слушателям, воодушевляет и их. Таков, например, герой тургеневского романа «Рудин». «Он говорил

Эмоционально неустойчивый брак

Из книги Квадрант денежного потока автора Кийосаки Роберт Тору

Эмоционально неустойчивый брак В самой эмоционально неустойчивой супружеской паре из всех, какие мне доводилось видеть, жена была закоренелым представителем квадранта Р и верила, что финансовую безопасность дает стабильная работа, а муж мнил себя выдающимся

Исследование разработки послания и оценочное исследование

Из книги Реклама. Принципы и практика автора Уэллс Уильям

Эмоционально бедная коммуникация

Из книги Интернет-маркетинг. Полный сборник практических инструментов автора Вирин Федор Юрьевич

Эмоционально бедная коммуникация Текст не только сложен для восприятия, он еще очень плохо подходит для передачи эмоций. Конечно, в любой текст можно привнести чувства, это, в общем, не фокус. Вот только одна проблема – все ли поймут этот текст? Нет! И тогда весь заряд

15.2.2.2 Эмоционально-чувственные искажения

Из книги Технологии лидерства [О Богах, Героях и Руководителях] автора Рысев Николай Юрьевич

15.2.2.2 Эмоционально-чувственные искажения С точки зрения эмоционально-чувственной сферы, если степень столкновения увеличивается, то можно выделить несколько фаз эмоционального искажения.Повышенная чувствительность к любым действиям противоположной стороны. В

Эмоционально-чувственная проекция

автора Кемпинский Антон

Эмоционально-чувственная проекция Подобно тому как в клетке с поврежденной оболочкой субстанции извне начинают проникать вовнутрь, а изнутри - вовне, так и у больного внутреннее содержание переходит вовне и становится реальным миром, и наоборот, внешний мир становится

Эмоционально-чувственная интроекция

Из книги Психология шизофрении автора Кемпинский Антон

Эмоционально-чувственная интроекция Эмоционально-чувственные состояния могут иметь обратное направление - от окружения к больному. Чужие психические состояния как бы проникают во внутренний мир больного. Он может чувствовать, что некоторые лица из его социального

Эмоционально-чувственные стереотипы

Из книги Психология шизофрении автора Кемпинский Антон

Эмоционально-чувственные стереотипы Стабилизации эмоционально-чувственной жизни, которая противостоит ее естественной изменчивости, способствует формирование уже в раннем периоде жизни эмоциональных стереотипов, т. е. основной схемы эмоционально-чувственных связей

Из книги Психоэнергетика автора Бойко Виктор Васильевич

Эмоционально-энергетическое воздействие

Эмоционально-волевая релаксация

Из книги Гармоничные роды – здоровые дети автора Баранова Светлана Васильевна

Эмоционально-волевая релаксация Интенсивность и напряжённость современной жизни требуют разработки способов для быстрого отдыха и самовосстановления.Беременность на фоне жёсткого режима работы и различных дисгармоний порождает избыточную напряжённость, которая

Эмоционально-личностная сфера

автора

Эмоционально-личностная сфера Методика «Рисунок человека» (К. Маховер)Общая характеристика методикиПервоначально тест «Нарисуй человека» был разработан Ф. Гудинаф для диагностики уровня интеллекта. Однако в процессе работы было получено большое количество

Эмоционально-личностная сфера

Из книги Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. Пособие для психологов и педагогов автора Веракса Александр Николаевич

Эмоционально-личностная сфера Методика «Рисунок человека»Мы приводим те пункты анализа рисунка (см. рис. 47), которые представляются нам наиболее значимыми в данном случае. Рис. 47 Бланк анализа рисунка Стилевой аспект: нажим: сильный; тип линий: изогнутые,

Третий тип – эмоционально переменчивый

Из книги Не дай себя обмануть! [Язык жестов: о чем умолчал Пол Экман] автора Вемъ Александр

Третий тип – эмоционально переменчивый Это живые и жизнерадостные, но легкоранимые люди. Они горячо откликаются на происходящее и стремятся получать удовольствие от жизни. Не любят распущенность. Часто принимают импульсивные решения и с энтузиазмом устремляются к

Эмоционально отчужденные супруги

Из книги Тайное значение денег автора Маданес Клаудио

Эмоционально отчужденные супруги Когда супруги решают взять на себя взаимодополняющие обязанности - например, жена ухаживает за детьми, а муж работает, - они со временем привыкают к своим ролям и могут дойти в них до крайности. Жена нередко отказывается говорить о чем

7.5. Насколько объективно оценочное суждение о волевых качествах

Из книги Психология воли автора Ильин Евгений Павлович

7.5. Насколько объективно оценочное суждение о волевых качествах Среди психологов вообще и в особенности среди спортивных психологов распространен метод выявления уровня развития воли и волевых качеств путем наблюдения и самонаблюдения и оценки этого уровня в баллах.

Говоря о результативно-оценивающей роли эмоций, Б. И. Додонов отмечает, что психологи понимают эту роль слишком узко, потому что традиционно эмоции рассматриваются не как процесс, а как конечный продукт — «аффективные волнения» и сопровождающие их «телесные» (физиологические) изменения. Это уже вынесенные «оценки-приговоры». В связи с этим Додонов пишет: «Рассуждая о механизме возникновения эмоций, большинство физиологов, как правило, определяют эмоцию с точки зрения эффекта, произведенного сопоставлением, неправомерно вынося само сопоставление за скобки эмоционального процесса» (1978, с. 30). В действительности же, считает ученый, эмоции — это и процесс, который есть не что иное, как деятельность оценки поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире, которую ощущение и восприятие кодируют в форме его субъективных образов. Поэтому Додонов говорит об эмоциональной деятельности, которая заключается в том, что отраженная мозгом действительность сопоставляется с запечатленными в нем же постоянными или временными пппгпяммями жизнелеятельности опганизма и личности.

Рапь к функции эмоций в управлении поведением и деятельностью Согласно этому автору, эмоции в своих сопоставлениях нередко опираются на продукты своего прежнего функционирования, в качестве которых выступают эмоциональные обобщения как результат пережитых ранее эмоций. «У детей и так называемых «первобытных народов», — пишет Додонов, — эти обобщения еще плохо разграничены с понятиями и часто смешиваются с ними. Когда маленький мальчик, увидев пьяного, с испугом бежит к матери, крича ей: «бик!» (бык), то он пользуется именно таким обобщением» (Там же, с. 32). Эмоции, по Додонову, отражают соответствие или несоответствие действительности нашим потребностям, установкам, прогнозам.

Такая постановка вопроса правомерна, однако предлагаемое решение спорно. Очевидно, что процесс сознательного сопоставления того, что получается, с тем, что должно быть, может протекать у человека без участия эмоций. Они как механизм сопоставления не нужны. Другое дело — оценка того, что получилось. Она действительно может быть не только рациональной, но и эмоциональной, если результат деятельности или ожидавшаяся ситуация являются глубоко значимыми для субъекта. Однако при этом не надо забывать, что эмоция — это реакция на какое-то событие, а всякая реакция — это ответ постфактум, т. е. на то, что уже воздействует или уже прошло, закончилось, в том числе и на закончившееся сопоставление информации. Конечно, эмоциональная оценка может подключаться к процессу рационального (словесно-логического) сопоставления информации, окрашивая в положительные или отрицательные тона ту или иную парадигму и тем самым придавая им больший или меньший вес, но можно ли это принимать за эмоциональное сопоставление, понимаемое Додоновым как эмоциональная деятельность познания?

Вообще, сделав оценку главной характеристикой эмоций (по мнению автора, ради этого эмоции и возникли в процессе эволюции), Додонов на этом основании зачисляет в эмоциональное переживание и желание как оценку степени соответствия какого-либо объекта нашим потребностям.

Назначение этих оценок он видит в презентации в психике мотива деятельности. С моей точки зрения, хотя в желании и присутствует эмоциональный компонент, свести желание только к нему неправомерно хотя бы потому, что понятие «желание» может обозначать не только потребность, но и целиком мотив как сложное мотивационное образование (см. об этом: Ильин, 20006). Кстати, и сам Додонов пишет, что хотя эмоциональные явления «несомненно, включены в мотивацию нашего поведения, но сами по себе мотивами не являются, как не определяют единолично принятия решения о развертывании той или иной деятельности» (1978, с. 46).

Оценочная роль эмоционального реагирования вместе с развитием нервной системы и психики живых существ видоизменялась и совершенствовалась. Если на первых этапах она ограничивалась сообщением организму о приятном или неприятном, то следующей ступенью развития явилась, очевидно, сигнализация о полезном и вредном, а затем — о неопасном и опасном и, наконец, более широко — о значимом и незначимом. Если первая и отчасти вторая ступень могли обеспечиваться только таким механизмом эмоционального реагирования, как эмоциональный тон ощущений, то третья ступень требовала другого механизма — эмоции, а четвертая — чувств (эмоциональных установок). Кроме того, если эмоциональный тон ощущений способен давать только грубую дифференцировку раздражителей и связанных с ними ощущений (приятные — неприятные), то эмоция обеспечивает более тонкую, а главное —

психологическую дифференцировку ситуаций, событий, явлений, показывая их значимость для организма и человека как личности. Немаловажным оказалось и то обстоятельство, что эмоция возникает условнорефлекторно и тем самым дает возможность животному и человеку заблаговременно отреагировать на дистантные раздражители, на складывающуюся ситуацию. Ярость уже при виде врага, издали, при звуках, запахе противника дает возможность животному вступить в схватку с врагом с максимальным использованием всех силовых ресурсов, а страх — спастись бегством.

Однако для этого эмоции должны обладать еще одной функцией: заставлять организм экстренно мобилизовать свои возможности, энергию, чего эмоциональный тон ощущений сделать не может.

Нелишне заметить, что вопрос отметок-оценок имеет весьма существенное значение для детей. Ими они «отчитываются» перед родителями, с их помощью соревнуются друг с другом и нередко на основании того, как выставляют отметки педагоги, выносят свое суждение и об учебном предмете, и о конкретном учителе, и о школе в целом. На первых этапах обучения, в младшем школьном возрасте, любознательность, непосредственный интерес к окружающему, с одной стороны, и стремлением выполнить общественно значимую деятельность - с другой стороны, определяют положительное отношение к учебе и связанные с этим эмоциональные переживания по поводу полученных оценок. Отставание в учении, плохие оценки чаще всего остро, до слёз переживаются детьми. Самооценка в младшем школьном возрасте формируется главным образом под влиянием оценок учителя. Малышам важно чтобы оценка была общепризнанна.

От отношения родителей и учителей к ребёнку зависит его отношение к себе (самооценка), самоуважение. Всё это влияет на развитие личности.

Уровень притязаний складывается под влиянием успехов и неуспехов в предшествующей деятельности. Тот ученик, который часто терпит неудачу, ожидает и дальше неудачу, и наоборот, успех в предшествующей деятельности предрасполагает к ожиданию успеха и в дальнейшем.

Преобладание неуспеха в учебной деятельности отстающих детей, постоянно подкрепляемое низкими оценками их работы учителем, неуклонно ведёт к нарастанию у таких детей неуверенности в себе и чувства неполноценности. Хотя младший школьник бурно реагирует на задевающие его события, у него появляется способность подавлять волевым усилием нежелательные эмоциональны реакции. Фельдштейн отмечает, что детей 10-11 лет отличает своеобразное отношение к себе: около 34% мальчиков и 26% девочек относятся к себе полностью отрицательно. Остальные отмечают у себя и положительные черты, хотя отрицательные все равно перевешивают.

Итак, эмоциональная сфера младших школьников характеризуется:

1. Легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями;

2. Непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний (радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия);

3. В процессе учебной деятельности страх ребенок переживает как предчувствие неприятностей, неудач, неуверенности в своих силах, невозможность справиться с заданием;

4. Большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменной настроения;

5. Эмоциональными факторами для младших школьников является не только общение со сверстниками и игры, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителям и родителями;

Влияние оценки на эмоциональное состояние подростков

Подростки уделяют внимание учебным занятиям гораздо меньше. Сфера жизнедеятельности подростков заметно расширяется: они участвуют в различных кружках, спортивных секциях, много времени уделяют общению, развлечениям.

В подавляющем большинстве подростки относятся к учёбе довольно равнодушно, и успеваемость в средних классах обычно снижается. Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямого переноса оценок взрослого на самооценку. Ребёнок всё больше опирается на свои внутренние критерии, сравнивает себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.

Главная ценность оценки для школьников этого возраста заключается в том, что она дает возможность занять им в классе более высокое положение. Если такое же положение можно занять в классе за счет проявления других качеств, значимость оценки падает.

Через призму общественного мнения класса ребята воспринимают и своих учителей. Поэтому младшие подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний.

В подростковом возрасте нередко возникают разнообразные нарушения, в том числе и в учебной деятельности. В подавляющем большинстве, эти нарушения связаны с проблемами в общении с кем-то из значимых для подростка людей (родителей, сверстников, учителей) Оценка в подростковом возрасте выступает как катализатор ухудшения или улучшения общения со сверстниками.

Для эмоциональной сферы подростков характерны:

1. Очень большая эмоциональная возбудимость, поэтому подростки отличаются вспыльчивостью, бурным проявлениям своих чувств, странностью: они горячо берутся за интересное дело, отстаивают свои взгляды, готовы «взорваться» на малейшую несправедливость к себе и своим товарищам;

2. Большая устойчивость эмоциональных переживаний по сравнению с младшими школьниками: в частности, подростки долго не забывают обиды;

3. Повышенная готовность к ожиданию страха, проявляющаяся в тревожности. Она вызывает различные эмоции, в том числе страх показаться смешным;

4. Сильно развитое чувство принадлежности к группе, поэтому они болезненнее переживают неодобрение товарищей, чем неодобрение взрослых. Они бояться быть отверженным группой.

Влияние оценки на эмоциональное состояние старшеклассников

В старшем школьном возрасте связь между учебными и профессиональными интересами становится постоянной и прочной. Выбор профессии в этом возрасте имеет важнейшее значение для формирования интереса к учебным предметам. Более того выбор профессии оказывает влияние не только на возникновение интереса к соответствующим школьным знаниям, но и на его характер; он вызывает, например, интерес старших школьников к тому, как добываются знания, как устанавливаются те или иные факты и закономерности.

Учащимся старших классов свойственно дифференцированное отношение к учебным предметам в зависимости от их профессиональных намерений. Этим объясняется и обычно разное отношение к оценкам, полученным по отдельным предметам. Если неудовлетворительная оценка получена по предмету, не входящему в сферу будущих профессиональных интересов школьника, то его отношение к ней будет более спокойным, чем к оценке по интересующему предмету.

В этом возрасте притупляется острота восприятия сверстников, важней становится неформальное, доверительное общение с взрослыми. Оценка значимых взрослых способна повлиять на самооценку ученика, на его отношение к учебному предмету и, как следствие, на выбор жизненного и профессионального пути.

Кроме того, в любом возрастном периоде отношение к оценке зависит от личностных особенностей школьника: характера, темперамента, самооценки, коммуникативности. В целом, для любого возраста важна форма, в которой оценка выражается. Таким образом, в старшем школьном возрасте по сравнению с подростковым, изменяется характер зависимости между выбором профессии и учебными интересами учащихся.

Эмоциональная сфера старшеклассников характеризуется:

1. Многообразием переживаемых чувств, особенно нравственных и общественно-политических;

2. Большей чем у учащихся средних классов, устойчивостью эмоций и чувств;

3. Способностью сопереживания, т.е. способностью откликаться на чувства других близких им людей