Печатные буквы разрезные. Азбука разрезная

Упражнения с разрезной азбукой в период обучения грамоте

Процесс овладения учащимися грамотой очень сложный. Он требует определённого уровня развития внимания , воли, наблюдательности, речи, а главное – развития мышления детей. Научить школьника учиться - это значит не только дать ему первые навыки чтения, письма, но и привить ему необходимые навыки учебного труда, научить самостоятельно мыслить, работать. Обучение детей может идти успешно при условии, если у каждого ребёнка в процессе приобретения знаний развиваются творческие способности , приобретаются навыки самостоятельной работы с учебным материалом. К. Д. Ушинский говорил о том, что первейшая задача начальной школы - научить детей учиться, приобретать знания и умения самостоятельно. В настоящее время воспитание активности и самостоятельности является одной из важных задач образования учащихся.

Каждый учитель знаком с работой по разрезной азбуке, но далеко не каждый использует её в достаточной степени. Обычно в начале обучения грамоте все учащиеся имеют разрезную азбуку, и работа по ней начинается нормально , но не всегда она продолжается до конца периода обучения грамоте. А ведь при обучении грамоте разрезная азбука является очень важным дидактическим пособием. С её помощью удобно и легко научить учащихся составить слово, разделить его на слоги. Раздвинули буквы – читаем по слогам. Сдвинули – читаем вместе, слитно. С помощью разрезной азбуки удобно упражнять учащихся в самостоятельном составлении и чтении ряда слов, меняя только одну букву в слове. Из букв разрезной азбуки легко составить любое слово, вставляя и вынимая буквы, направляя внимание учащихся на ту часть слова , замена которой изменяет его смысл, упражнять в чтении составленного слова.

Упражнения с буквами:


  1. Покажите буквы: к, з, а, т и т.д.

  2. Назовите буквы. (Учитель показывает разные буквы.)
Упражнения со слогами:

  1. Покажите слоги: шу, ты, но, па и т.д.

  2. Назовите слог. (Учитель показывает разные слоги.)
Навык узнавания слогов совершенствуется до такой степени, что показ буквы или произнесение звука вызывает быструю реакцию у детей, которые или показывают букву или произносят звук. То же самое происходит со слогами. Такие упражнения дети могут выполнять и самостоятельно. Один учащийся показывает букву, другой её называет. Потом играющие меняются ролями. Упражнения с буквами чередуются с упражнениями в чтении слогов. Работу со слогами можно разнообразить. Например: найдите и положите перед собой слог но , затем слоги: гу, па, си, ры, ша. Сложите из этих слогов слова, кто сколько сможет. Такие упражнения облегчают овладение навыком чтения.

  1. Работа со слоговыми таблицами:
Работе со слоговыми таблицами я придаю большое значение. Она и укрепляет навык слогового чтения, и развивает самостоятельность учащихся. Для детей это интересная работа, вызывающая дух соревнования.

Задание: Составить из данных слогов слова. Кто отгадает больше слов?
Слова: мама, мала, ушла, Мура, рама, Шура.
Слова: утро, лимон, пила, пилила, сила, напиши, налила, машина, пали, Рома, мала, шина, лила, носила, носили.


О

НЫ

РО

ПЫ

ПО

СИ

КИ

СОС

МА

ТО

МАШ

ЛИ

По этой таблице можно дать детям конкретное задание: составить слова- названия деревьев.

Слова: осины, тополи, сосны, липы.

Стоит заменить в некоторых слогах маленькую букву на заглавную, получатся имена детей: Тома, Рома, Сима.


КА

ГИ

ТЫ

ЛАМ

ДОС

ЦВЕ

КНИ

ПА

ПАР

Задание: составить названия классных вещей.

Слова: книги, парты, цветы, лампа.


МА

СЕСТ

БА

БРАТ

ДЕ

ПА

БУШ

РА

ПА

КА

ДУШ

МА

Задание: составить названия членов семьи и сложить из разрезной азбуки.

КО

ОВ

ЛИ

ГУ

КУ

ЗА

РО

СА

ВА

СИ

ЦЫ

РЫ

Задание: Сложить на своём наборном полотне названия животных.

Выкладывание слов и предложений из разрезной азбуки является этапом обучения грамоте. Выкладывание предпочтительнее, чем письмо печатными буквами, т.к. на начальных этапах обучения немного облегчает задачу ребенка. Выбираем азбуку Разрезная азбука - кусочки картона с написанными или напечатанными на них буквами. Можно попробовать купить готовую разрезную азбуку в магазине канцтоваров, но при этом надо тщательно ее выбирать.

Такую азбуку можно при желании повесить на стену, чтобы лучше запомнить буквы. Но для занятий по обучению грамоте она не годится. Картинки будут отвлекать ребенка, на карточках написано по две буквы, да и сами картинки подобраны не всегда удачно.


Еще вариант - касса букв. Недостатки: карточки мелкие для дошкольников, высыпаются из кармашка, кармашки непрозрачные, поэтому буквы не видны, бумага тонковата, приходится наклеивать на картон. Плюсы: не надо делать самим, есть шанс, что пригодится в школе.

Лучше всего разрезную азбуку сделать самим вместе с ребенком. Оптимальный размер карточек 3х3 или 4х4 см. Буквы можно напечатать на компьютере или написать вручную и попросить ребенка раскрасить: гласные красным цветом, согласные - черным. Это поможет лучше запомнить буквы.

  • Как заниматься?

Инструкция: "Слушай внимательно. Какой звук первый? ААААУ" Взрослый тянет, выделяет голосом первый звук. Ребенок называет первый звук, после этого находит и кладет на стол соответствующую букву.

"Слушай, какой звук следующий? АУУУУУ". Аналогично выкладывается следующая буква справа от предыдущей.
Важно : сразу приучайте выкладывать буквы, картинки слева направо.

"Сколько звуков я назвала? Сколько букв на столе?"

Если ребенок не может выделить звуки, его просят внимательно смотреть на рот взрослого, обращая внимание на артикуляцию, изменение положения губ. Еще раз проговаривают слог или слово, растягивая нужный звук, пока ребенок его не услышит. Рано или поздно будет получаться.

Когда ребенок будет достаточно легко раскладывать слово на звуки, слова произносят уже не выделяя голосом отдельные звуки.

Важно: после того, как ребенок выложит слово из разрезной азбуки, он должен его прочитать. Именно прочитать, а не повторить по памяти.

  • Какие слова выкладываем?

Начинаем вообще не со слов, а со слогов. Вначале обратные слоги (ат, ит, ум...), затем прямые (ха, но, му). После этого переходим к словам, постепенно усложняя структуру слова (мак, дуга, лимоны, диван и т.д.)

Важно: В дошкольном возрасте ребенку предлагают слова, которые пишутся так, как слышатся, т.е. слова "мо ло ко", "сол нце", "дуб " не следует давать, т.к. ребенок будет выкладывать так, как слышит: "сонце", "дуп". С орфографическими правилами будут знакомить в школе. Наша же задача - сформировать базовые навыки. Также очень осторожным стоит быть со словами, в которых встречаются буквы я,е,ё,ю, т.к. они обозначают два звука и можно получить "йолка", "йула">

  • Почему выкладываем, а не пишем?

1. Письмо сложнее, чем выкладывание, т.к. ребенку нужно вспомнить образ буквы (а не выбрать из предложенного). Для процесса письма требуется хорошая координация движений глаз и руки. Таким образом мы усложняем еще не сформированный навык разложения слова на звуки (анализ) и складывания из букв слова (синтез), провоцируя лишние ошибки.
2. Написание печатного варианта многих букв отличается от рукописного, в некоторых случаях кардинально. Не исключено, что ребенок может впоследствии путать на письме печатные и прописные буквы.
3. Дети с ОНР, как правило, быстро устают и начинают отвлекаться. Следовательно, продуктивно заниматься с ними можно 10-15 минут, а иногда и меньше. Стоит ли тратить это время на то, чтобы научить ребенка выписывать печатные буквы?

Часто родители говорят: "А ему хочется учиться писать". В таком случае начните с того, что научите ребенка правильно держать карандаш и ориентироваться на листе тетради. Большая часть наших детей этого не умеет. Писать лучше в тетради в крупную клетку, каждая буква должна вписываться в свою клетку.

Вренёва Е.П., учитель-логопед

Буквы русского алфавита делятся на гласные и согласные. Гласных букв 10, это А Е Ё И О У Ы Э Ю Я . Согласных 21 - Б В Г Д Ж З Й К Л М Н П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ . Всего 33 буквы.

Буквы Ъ и Ь не являются ни гласными ни согласными.

Проводите время с вашим ребенком интересно и с пользой. Желаем успехов.

Как играть с ребенком используя карточки с буквами?

Игра № 1. Назови букву.

Прежде, чем начать играть в эту игру, познакомьте ребенка с несколькими буквами.

Вы показываете малышу карточку с буквой, а он называет, какая буква написана. За правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры приз. Обратите его внимание, что красным цветом написаны гласные звуки, а синим согласные.

Расскажите ребёнку, что звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки легко пропеть, крикнуть, произнести. Во рту ничего не мешает – ни губы, ни язык. Пусть ребёнок угадает, какой звук гласный в словах: мак, лес, кот, дом, и т.п.

И согласные звуки. При их произношении во рту что-то постоянно мешает – или губы, или язык. Поиграйте, пусть ребёнок назовёт согласные, которые услышит: день, луг, сок, мак и т.д.

Используйте эту игру для изучения всех букв алфавита.

Игра № 2. Назови слова на заданную букву.

Предложите любую букву, из тех, что знает малыш, и по очереди называйте слова на эту букву. Теперь пусть букву выберет ребенок, снова придумывайте слова, продолжайте так-же.

Игра № 3. Кто так говорит?

Перед началом игры выберите одну карточку с буквой, которая начинается на согласный звук (например, м). Рядом с этой буквой поставьте букву, обозначающую гласный звук (например, «а»).

На первых порах не стоит подгонять ребёнка, и настаивать на том, чтобы он прочитал побольше слогов. Основное внимание сосредоточьте на вопросе: «Кто так говорит?» Ребёнок должен ответить, какое животное так подаёт голос.

За каждый правильный ответ давайте фишку. Со временем игру можно будет проводить в группе детей и организовать соревнование, кто быстрее и правильнее назовёт предложенные слоги.

Игра № 4. Поменяй гласный.

В этой игре неизменной остается первая буква - согласный, а буквы, которые обозначают гласный звук, меняются. Например: ма, мо, му, ми, ме, мы, мя. Потом первую букву можно будет заменить (ребенок может выбрать букву сам) и продолжить чтение.

Игра № 5. Поменяй согласный.

В этой игре неизменной остается первая буква - гласный, а буквы, которые обозначают согласный звук, меняются. Например: ам, ан, ад, ав, аш, ар, ат. Потом первую букву можно будет заменить (ребенок может выбрать букву сам) и продолжить чтение.

Игра № 6. Смешные буквосочетания.

Эта игра, возможно самая сложная на этом этапе обучения, поскольку ребенку необходимо читать буквосочетания, которые состоят только из согласных звуков (фл, зв, кр, сл, ст, бр, гл, пл, хл, зм, кр, дв, ск, кв). Чтобы заинтересовать ребенка предложите ему выбрать самое смешное буквосочетание из тех, которые он прочитает.

Игра № 7. Создай слог.

Используя карточки с буквами, предложите ребенку написать слог, который вы назовете. За правильно выполненное задание ребенок получает фишку.

В группе детей можно организовать соревнование с призами. Тот, кто первым создаст слог получит фишку. По окончании игры по количеству полученных фишек выбирается победитель, который получает приз.

Игра № 8. Сложи слово.

Используя карточки с буквами нужно сложить слово из трех, а позже из четырех- пяти букв, придуманное партнером по игре. Например, вы назвали слово «сад», а ребенок должен сложить его из букв. Потом наоборот, ребенок называет слово из трех букв, а вы его складываете. обязательно попросите ребенка проверить, правильно ли вы выполнили задание. Ради интереса и для проверки внимательности иногда делайте ошибки. Пусть ребенок их выявит. Каждое правильно написанное слово награждается фишкой. Выиграет тот, кто наберет больше фишек.

Яркие, цветные карточки с буквами русского алфавита.