Естественный эксперимент был предложен. Экспериментальные методы

49. Естественный эксперимент и лабораторный эксперимент

Естественный эксперимент проводится только в естественных, привычных для субъекта условиях труда, там, где обычно проходит его рабочий день и трудовая деятельность. Это могут быть рабочий стол в офисе, купе вагона, цех, аудитория института, кабинет, кабина грузовика и т. д. При использовании такого метода субъект исследования может и не знать того, что в данный момент проходит какое-то исследование. Это нужно для чистоты эксперимента, ведь когда человек не знает, что за ним наблюдают, он ведет себя естественно, раскованно и без смущения.

Примером естественного эксперимента может служить искусственно созданная ситуация пожара в больнице. Чтобы при реальных обстоятельствах весь персонал больницы знал, как себя вести, и сумел оказать необходимую помощь. Преимущество данного метода заключается в том, что все действия происходят в привычной рабочей обстановке, но при этом полученные результаты можно использовать при решении практических проблем. Но данный метод эксперимента обладает и отрицательными моментами: наличие неконтролируемых факторов, контроль за которыми просто невозможен, а также тот факт, что необходимо получать информацию в кратчайший срок, иначе произойдет нарушение производственного процесса.

Лабораторный эксперимент проходит в искусственно созданной ситуации, максимально приближенной к профессиональной деятельности субъекта. Эта модель позволяет установить контроль за ходом наблюдения, регулировать действия, создавать необходимые условия и позволяет неоднократно воспроизводить тот или иной эксперимент в одном и том же месте в тех же условиях. Применяют лабораторный эксперимент чаще всего для моделирования какой-либо ситуации или одного аспекта трудовой деятельности, тщательного анализа и исследований.

Для того чтобы провести лабораторный эксперимент на производстве, необходимо, чтобы психолог тщательно изучил трудовую деятельность субъекта в реальных условиях его труда. Психологу необходимо выделить ключевые моменты трудовой деятельности субъекта, выявить ее особенности и т. д. Для проведения эксперимента необходимо владеть точными сведениями, изучить все возможные ошибки, причины появления этих ошибок и пути решения. Как и естественный эксперимент, лабораторный имеет свои недостатки. Трудность заключается в том, что необходимо до малейших деталей разработать и искусственно создать ситуацию, а сам испытуемый находится в новой обстановке, он теряется, не может сосредоточиться, что значительным образом снижает эффективность и рациональность проведения эксперимента.

Из книги Способности субъекта под гипнозом автора Эриксон Милтон

Из книги Психология труда: конспект лекций автора Прусова Н В

2. Естественный эксперимент Естественный эксперимент проводится только в естественных, привычных для субъекта условиях труда, там, где обычно проходят его рабочий день и трудовая деятельность.Это могут быть рабочий стол в офисе, купе вагона, цех, аудитория института,

Из книги Любовный многоугольник автора Некрасов Анатолий Александрович

3. Лабораторный эксперимент Лабораторный эксперимент проходит в искусственно созданной ситуации, максимально приближенной к профессиональной деятельности субъекта. Эта модель позволяет установить контроль за ходом наблюдения, регулировать действия, создавать

Из книги Психотехнологии измененных состояний сознания автора Козлов Владимир Васильевич

Из книги Если покупатель говорит «нет». Работа с возражениями автора Самсонова Елена

Эксперимент 1 Начните напрягать руку: сожмите пальцы в кулак, напрягите запястье, затем предплечье – до локтя Замечайте при этом, как меняется ваше состояние, как меняется ваше дыхание, где еще появляется напряжение. Продолжите эксперимент с напряжением: напрягите всю

Из книги Труд писателя автора Цейтлин Александр Григорьевич

Эксперимент 3 Встаньте прямо и сосредоточьте внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд сбросьте напряжение, расслабьте руку. Проделайте аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.Эксперимент

Из книги Выбрасываем старые ботинки! [Даем жизни новое направление] автора Бетс Роберт

Из книги Радость, гадость и обед автора Херцог Хел

Эксперимент Как ни важна роль, которую играют в творческом процессе писателя самоанализ и наблюдение, ими обоими не ограничиваются способы добывания материала. Недостатком самонаблюдения и наблюдения является то, что оба они, в сущности, сводятся к обнаружению того, что

Из книги Чтение мыслей [примеры и упражнения] автора Гавенер Торстен

ЭКСПЕРИМЕНТ Разденьтесь, как-нибудь, полностью - догола! И встаньте так, во всей своей красе, перед самым большим зеркалом в вашей квартире.Посмотрите на себя. Оставайтесь абсолютно спокойным…Посмотрите себе в глаза и произнесите тоном, не терпящим возражений: «Я -

Из книги Психологический практикум для начинающих автора Барлас Татьяна Владимировна

Парадокс опытов над животными: ставим эксперимент на животном, чтобы доказать, что нельзя ставить эксперимент на животном Противники опытов над животными исходят из того, что мыши и шимпанзе попадают в сферу моральных соображений, а помидоры и робособаки - нет. Причина в

Из книги Квантовый ум [Грань между физикой и психологией] автора Минделл Арнольд

Из книги автора

Эксперимент: зеркало Не передразнивайте вашего партнера по эксперименту! Стоит ему только это заметить, как у вас больше не будет ни единого шанса установить с ним необходимый контакт.По этой причине некоторые тренеры рекомендуют «смещенное зеркало». То есть вы должны

Из книги автора

Эксперимент с монеткой Мимика может рассказать еще больше о вашем собеседнике:Выложите перед собой на стол монетки: 2 рубля, 1 рубль, 50 копеек и 10 копеек.Теперь отвернитесь и попросите вашего партнера в одной ладони зажать монетку в 2 рубля, а в другой спрятать оставшиеся

Из книги автора

Эксперимент «Свежесть» Пожалуйста, прочтите:1. Вы чувствуете себя свежо.2. Пока вы читаете эти строки, дышите размеренно и спокойно. С каждым вдохом сознательно вбирайте в себя новую энергию. Вы чувствуете себя очень хорошо. Энергия свежести с каждой буквой приятно

Из книги автора

Эксперимент Эксперимент – главный метод научной психологии, он настолько важен, что студенты-психологи нередко называют любое психологическое исследование экспериментом, что не вполне верно. В отличие от других методов психологии, эксперимент подразумевает

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (англ. natural experiment) - особый вид психологического эксперимента, разработанный известным рос. психологом А. Ф. Лазурским (1874-1917). Лазурский впервые доложил о Е. э. на 1-м съезде по экспериментальной педагогике (1910), а в 1918 г. вышла в свет книга «Естественный эксперимент и его школьное применение» - итог 6-летней работы кружка, организованного Лазурским из числа сотрудников психологической лаборатории Психоневрологического института. Значительный вклад в разработку Е. э. внесли также психологи М. Я. Басов и В. А. Артемов («Естественный эксперимент». - М., 1927).

Е. э. соединяет положительные черты метода объективного наблюдения (естественность) и метода лабораторного эксперимента (целенаправленное воздействие на испытуемого). Он проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, который не знает, что он является объектом исследования. Это позволяет избежать отрицат. влияния эмоционального напряжения и преднамеренности ответной реакции. Сближая экспериментальные исследования с жизнью, Е. э. позволяет изучать психические процессы и свойства личности в естественных условиях трудовой, учебной или игровой деятельности. Он доступен и несложен для проведения. Наблюдение нередко дополняется беседой с испытуемым.

Недостаток метода Е. э. - сложность вычленения для наблюдения отдельных элементов в целостной деятельности испытуемого, а также трудности в использовании приемов количественного анализа. Результаты Е. э. обрабатываются путем качественного анализа полученных данных.

Один из вариантов Е. э. - психолого-педагогический эксперимент (экспериментальное обучение), при котором изучение школьника ведется непосредственно в процессе его обучения и воспитания, с целью активного формирования психических особенностей, подлежащих изучению (см. Обучающий эксперимент). См. также Виды наблюдения.

Смотреть больше слов в «

Сущность эксперимента, основного метода в психологии, заключается в том, что явление изучается в специально созданной или естественной обстановке. Его главное достоинство - возможность создания определенных условий и их корректировки, точная фиксация результатов исследования и их использование в конкретной ситуации. Традиционно выделяют два вида эксперимента с точки зрения условий его организации: лабораторный и естественный.

Лабораторный эксперимент

Лабораторный эксперимент проводят в специально организованных и в известном смысле искусственных условиях, он требует специального оснащения, а порой и применения технических приспособлений. Примером лабораторного эксперимента может служить исследование процесса узнавания при помощи специальной установки, которая позволяет на особом экране (типа телевизионного) постепенно предъявлять испытуемому разное количество зрительной информации (от нуля до показа предмета во всех его деталях), чтобы выяснить, на каком этапе человек узнает изображаемый предмет. Лабораторный эксперимент содействует глубокому и всестороннему изучению психической деятельности людей.

Однако наряду с достоинствами лабораторный эксперимент имеет и определенные недостатки. Наиболее существенный недостаток этого метода - его некоторая искусственность, которая при определенных условиях может привести к нарушению естественного хода психических процессов, а следовательно, к неправильным выводам. Данный недостаток лабораторного эксперимента до известной степени устраняется при организации.

Лабораторный эксперимент представляет собой моделирование ситуаций профессиональной деятельности в условиях лаборатории. Такая модель позволяет установить точный контроль за переменными, регулировать дозировку, создавать и контролировать необходимые условия, неоднократно воспроизводить эксперимент в тех же самых условиях. Основным недостатком лабораторного эксперимента является искусственность созданной ситуации. Трудность заключается не только в точном моделировании действительной ситуации, что практически невозможно, но и в том, что испытуемые оказываются в новых условиях, что иногда оказывает отрицательное воздействие на результаты эксперимента.

Естественный эксперимент

Естественный эксперимент сочетает в себе положительные стороны метода наблюдения и лабораторного эксперимента. Здесь сохраняется естественность условий наблюдения и вводится точность эксперимента. Естественный эксперимент строится так, что испытуемые не подозревают о том, что они подвергаются психологическому исследованию - это обеспечивает естественность их поведения. Для правильного и успешного проведения естественного эксперимента необходимо соблюдать все те требования, которые предъявляются к лабораторному эксперименту. В соответствии с задачей исследования экспериментатор подбирает такие условия, которые обеспечивают наиболее яркое проявление интересующих его сторон психической деятельности.

Естественный эксперимент проводится в естественных для работника условиях труда, на его обычном рабочем месте (в кабине самолета, цехе, учебном классе). Экспериментальная ситуация может создаваться вне сознания самих работников. Положительным моментом такого эксперимента является полная естественность условий.

Отрицательным моментом данной разновидности эксперимента является наличие неконтролируемых факторов, действие которых не установлено и не может быть количественно измерено. Осуществление контроля за этими факторами вызывает значительные сложности. Другой недостаток естественного эксперимента заключается в необходимости получения информации в короткий срок во избежание нарушения производственного процесса.

Дополнительные методы

Одна из разновидностей эксперимента в психологии - социометрический эксперимент.

Социометрический эксперимент используется для изучения взаимоотношений между людьми, положения, которое занимает человек в той или иной группе (заводской бригаде, школьном классе, группе детского сада). При изучении группы каждый отвечает на ряд вопросов, касающихся выбора партнеров для совместной работы, отдыха, занятий. По результатам можно определить наиболее и наименее популярного человека в группе.

Формирующий эксперимент - это метод исследования психического развития детей в условиях специально организованного экспериментального педагогического процесса. На основе предварительного теоретического анализа закономерностей психического развития детей определенного возраста строится гипотетическая модель становления изучаемых способностей в специально проектируемых условиях, как правило метод беседы. Определенное значение и методы психологического исследования, связанные со сбором и анализом словесных показаний (высказываний) испытуемых: Метод беседы и анкетный метод. При правильном их проведении они позволяют выявлять индивидуально - психологические особенности личности: склонности, интересы, вкусы, отношения к жизненным фактам и явлениям, другим людям, себе.

Сущность этих методов заключается в том, что исследователь задает испытуемому заранее подготовленные и тщательно продуманные вопросы, на которые тот отвечает (устно - в случае беседы, или письменно при применении анкетного метода). Содержание и форма вопросов определяются, во первых, задачами исследования и, во вторых, возрастом испытуемых. В процессе беседы вопросы изменяются и дополняются в зависимости от ответов испытуемых. Ответы тщательно, точно записывают (можно с применением магнитофона). Одновременно исследователь наблюдает за характером речевых высказываний (степенью уверенности ответов, заинтересованностью или равнодушием, характером выражений), а также поведением, выражением лица, мимикой испытуемых.

Правило, в экспериментальных классах или школах.

Для снятия отрицательного влияния на испытуемого условий лаборатории разработан эксперимент, который проводится в естественных условиях группы, учебной мастерской и т.д., т.е. ребенку предлагается выполнять обычные для него действия со знакомыми картинками, числами, словами, предметами и пр. К тому же исследователь до начала своей работы знакомится с детьми, принимает активное участие в их жизни. В связи с этим занятия, проводимые экспериментатором, не вызывают настороженности.

Лабораторный и естественный Э. могут быть констатирующими, направленными на установление фактического состояния и уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения исследования, и формирующими, направленными на изучение психического явления непосредственно в процессе активного формирования тех или иных психических особенностей.

Если происходит обучение каким-либо знаниям, навыкам, умениям, то формирующий эксперимент обучающий.

Если происходит формирование тех или иных свойств личности, то формирующий Э. воспитывающий.

Естественный Э.

Деятельность испытуемых изучается в естественных условиях - условия экспериментальной обстановки сближаются с жизнью, естественными условиями деятельности.

Исследователь сам активно вызывает психические процессы в связи с поставленной задачей:

изменяются условия деятельности;

изменяется изучаемое явление;

повторяет изучаемое явление.

Накапливаемые факты могут быть математически обработаны. Повышается надежность объективно полученных результатов.

Формирующий Э. требует от исследователя:

Разработанности теоретических представлений о параметрах формируемых психических явлений.

Четкости планирования хода эксперимента.

Полного учета разных факторов реального обучения, влияющих на возникновение изучаемых психических явлений.

Например, В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин и их сотрудники в изучении учебной деятельности школьников исходили из концепции Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка.

Концепция Л.С. Выготского:

от рождения человеку не даны специальные формы психики.

они лишь заданы как общественные образцы;

психическое развитие осуществляется в форме усвоения этих образцов.

Теоретические предпосылки Л.С. Выготского позволили:

Изучить внутренние связи обучения с соответствующим характером и темпами умственного развития детей.

Изучить эти связи с помощью активного моделирования, воспроизведения тех или иных форм психики в особых условиях.

Главные проблемы исследования:

Это генезис психологических новообразований, тех особенностей деятельности и личности школьника, которые складываются в определенных условиях обучения.

Это условия генезиса психологических новообразований.

Осуществление: посредством сконструированных обучающих программ; посредством особых характеристик учебного предмета: характер содержания материала; методы работы учителя, реализующего программу и т.д.

ГЛАВНЫЙ ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ - это становящаяся деятельность ребенка.

Обучение построено как последовательное введение все новых средств (в естественных условиях), помогающих включить ребенка в познавательную деятельность.

Конструирование учебных программ и их апробация осуществляются в виде проверок продуманных гипотез.

Организация и реализация такого формирующего Э. требует междисциплинарного сотрудничества ученых (философов, социологов, логиков, педагогов, психологов, физиологов) при проведении ими комплексных исследований.

НАБЛЮДЕНИЕ

Наблюдение - это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.

В деятельности учителя могут применяться различные виды объективного Н.

Виды наблюдений

Непосредственное - проводит сам исследователь, непосредственно наблюдая за изучаемым явлением и процессом.

Опосредованное - используются готовые результаты Н., подготовленные другими людьми: сообщения воспитателей; магнито- кино- видео записи.

Открытое (явное) - Н., протекающее в условиях осознанного педагогом и детьми факта присутствия посторонних лиц.

поведение ученика, знающего, что за ним наблюдают, меняется;

важно, чтобы цель Н. прямо не сообщалась.

Скрытое - Н. через стеклянную стену, которая пропускает свет в одном направлении. Использование скрытых камер и т.д.

Включенное (причастное) - наблюдатель включается в определенную Социальную ситуацию и анализирует событие «изнутри». Наблюдатель выступает как член наблюдаемой группы.

Невключенное (непричастное) - исследователь ведет Н. извне.

Систематическое (сплошное) - регулярное Н. в течение определенного периода. Фиксируются все проявления психической деятельности ребенка: дневники родителей; дневники педагогов.

Несистематическое (выборочное) - наблюдается какой-либо один психический процесс, какое-либо одно психическое явление: навыки общения воспитателя с ребенком; речь ребенка.

Долговременное - Н. при изучении психического развития детей в течение нескольких лет.

Кратковременное - разные варианты:

Н. деятельности ребенка в определенное время дня, в течение одного часа …

Н. для замера интервалов времени, частотности событий и т.д.

Каузальное (причинное) - Н. отдельных случаев, которые имеют какой-либо интерес. Н. за данным случаем, чтобы получить представление о нем (Н. за возбудимым ребенком).

Эпизодическое - фиксируются отдельные факты поведения, например, типичные для ребенка.

Внешнее (наблюдение со стороны)- способ сбора данных о другом человеке, его психологии и поведении путем Н. за ним со стороны.

Внутреннее (самонаблюдение) - переживая соответствующее явление, исследователь наблюдает за собой, за своими ощущениями.

Приведенная классификация Н. условна и отражает лишь наиболее значимые их особенности. В связи с особенностями каждого вида Н. оно должно быть применено там, где может дать наиболее полезные результаты.

Следует отметить и Н. значимых ситуаций. Значимые ситуации могут быть в игровой, учебной и других видах деятельности детей. Так, они могут бурно реагировать на приход в группу нового человека, например, Деда Мороза; на внесение новой игрушки; на удачно выполненную работу и т.д. Н. за детьми в значимых ситуациях помогут воспитателю понять особенности взаимодействия в группе, полевое поведение отдельных детей, их статусы и др.

Приведем общую характеристику Н., как метода исследования.

Симптомы Н.

Движения, действия, поступки, деятельность.

Мимика, жесты, пантомимика.

Вегетативные реакции.

Наличие цели и разработанное схемы Н. (составленное после предварительного изучения объекта и предмета исследования).

Условия, наиболее характерные для изучаемого явления.

«Законсперированность» Н. и его целей деловыми, с точки зрения испытуемого, взаимоотношениями с ним.

Немедленная, систематическая и возможно полная регистрация результатов (факты, а не истолкование):

протоколирование с помощью условных значков, стенографирования.

Магнитофонная запись, фото- кино- видео регистрация.

При Н. за сложными процессами (например, занятия в группе) могут работать два и более наблюдателей. Каждый должен иметь точно определенные цели и свои задачи Н. (Подготовка наблюдателей, координация их деятельности).

Систематичность проводимых Н.

Достоинства Н.

Доступность, дешевизна средств.

Не искажает естественного протекания психических процессов.

Недостатки Н.

Большие затраты времени в связи с пассивностью наблюдателя (позиция выжидания):

трудно предвидеть, когда появится нечто важное с точки зрения исследуемой проблемы;

некоторые явления недоступны наблюдению.

Невозможность повторного Н. тождественных фактов.

Трудность установления причины явления:

слитность наблюдаемых фактов с попутными явлениями;

много неучитываемых условий;

возможность субъективизма.

Трудность статистической обработки.

Н. - процесс сложный. Он требует особой подготовки наблюдателей. Он должен иметь предварительный опыт проведения Н. Должен понимать цель Н. (для чего, с какой целью?), быть знакомым с теоретическими основами.

На основе цели Н. выбрать объект, предмет и ситуацию Н. (что наблюдать?). Затем хорошо продумать план, систему категорий, протоколы Н. и т.п. Выбрать способ Н., наименее влияющий на исследовательский объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать?). После этого выбрать способ регистрации наблюдаемого (как вести запись?).

Перед проведением исследования с помощью метода Н. желательно провести тренировочное Н., чтобы вскрыть предстоящие трудности и приобрести основные умения Н.

Могут возникнуть трудности Н. Это, как правило, при исследовании комплексных явлений и когда явление протекает в большом темпе и постоянное смене ситуаций.

После проведения основных Н. происходит обработка и интепретация полученных данных (каков результат?).

Общая процедура наблюдения

вспомогательных средств для более точного аналитического Н.;

позволяют научно обрабатывать наблюдаемые факты;

сделать соответствующие выводы.

По полноте: полная, неполная.

По континуальности: континуальная, дисконтинуальная.

По числу изучаемых параметров: одно измерение, несколько параметров.

По характеру требований к научному наблюдению: регистрируется, как видит наблюдатель; регистрируется на основе сути исследуемого вопроса и его логики.

Например, - Изучение отношение ученика к коллективу. (По А.С. Залужный «Детский коллектив и методы его изучения», М., 1931).

Например, - «Ребенок ВНИМАТЕЛЬНЫЙ - НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ». Классификация может быть по следующей непрерывной системе: всегда очень внимательный - в большинстве случаев внимательный - иногда внимательный - невнимательный.

2Б. ДИСКОНТИНУАЛЬНАЯ КАТЕГОРИАЛЬНАЯ СИСТЕМА. Не представляет собой континиум непрерывного ряда.

Например, - При решении математических задач система категорий строится так, чтобы можно было следить за процессом решения задач:

понимание задачи;

востребование информации;

обсуждение;

варианты решения;

отрицание варианта;

не относящееся к задаче.

Например, - деятельность ребенка.

Например, - Деятельность не только ребенка, но и группы в целом, и воспитателя также.

  • 4. КАТЕГОРИИ ПО ХАРАКТЕРУ ТРЕБОВАНИЙ к уровню научного Н.
  • 4А. Регистрируется явление так, как его видит наблюдатель.

Например, - Поднимает руку ребенок или нет.

4Б. Исследователь должен знать суть исследуемого вопроса, его логику. Он должен быть подготовлен к Н., так как требуется высокий уровень интеллектуального усилия.

экспериментальная стратегия, разработанная А. Ф. Лазурским в 1910 г. Характерна проведением в условиях, близких к обычной деятельности испытуемых, причем они не знают, что участвуют в исследовании. За счет этого достигается большая чистота эксперимента. Метод исследования, промежуточный между наблюдением и экспериментом лабораторным, при коем психолог может активно влиять на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности для испытуемых. Основными методами являются наблюдение и беседа с испытуемым, результаты коих обрабатываются качественно. Вариантом эксперимента естественного является эксперимент психолого-педагогический, или экспериментальное обучение, в коем изучение психических особенностей школьника, подлежащих формированию, производится в ходе обучения и воспитания.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Естественно возникающая ситуация, которая содержит многие из характеристик формального, лабораторного эксперимента и в которой можно определить факторы, функционирующие как независимые переменные, хотя они и не контролируются в обычном смысле. Например, можно изучать роль обучения в развитии словаря ребенка посредством сравнения числа новых слов, выученных в течение лета, с числом слов, выученных за предшествующие и последующие месяцы.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Лазурский А.Ф., 1918]. Метод психологического исследования, занимающий промежуточное положение между объективным наблюдением и лабораторным экспериментом. Характеризуется естественностью условий наблюдения с точностью и научностью эксперимента. Автор по методу Е.э. проводил педагогический анализ занятий школьника в психологических критериях и терминах, с позиций психологического эксперимента изучались все виды занятий: игры, гимнастические упражнения и др.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

англ. natural experiment) - особый вид психологического эксперимента, разработанный известным рос. психологом А. Ф. Лазурским (1874-1917). Лазурский впервые доложил о Е. э. на 1-м съезде по экспериментальной педагогике (1910), а в 1918 г. вышла в свет книга "Естественный эксперимент и его школьное применение" - итог 6-летней работы кружка, организованного Лазурским из числа сотрудников психологической лаборатории Психоневрологического института. Значительный вклад в разработку Е. э. внесли также психологи М. Я. Басов и В. А. Артемов ("Естественный эксперимент". - М., 1927).

Е. э. соединяет положительные черты метода объективного наблюдения (естественность) и метода лабораторного эксперимента (целенаправленное воздействие на испытуемого). Он проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, который не знает, что он является объектом исследования. Это позволяет избежать отрицат. влияния эмоционального напряжения и преднамеренности ответной реакции. Сближая экпериментальные исследования с жизнью, Е. э. позволяет изучать психические процессы и свойства личности в естественных услових трудовой, учебной или игровой деятельности. Он доступен и несложен для проведения. Наблюдение нередко дополняется беседой с испытуемым.

Недостаток метода Е. э. - сложность вычленения для наблюдения отдельных элементов в целостной деятельности испытуемого, а также трудности в использовании приемов количественного анализа. Результаты Е. э. обрабатываются путем качественного анализа полученных данных.

Один из вариантов Е. э. - психолого-педагогический эксперимент (экспериментальное обучение), при котором изучение школьника ведется непосредственно в процессе его обучения и воспитания, с целью активного формирования психических особенностей, подлежащих изучению (см. Обучающий эксперимент). См. также Виды наблюдения.

Естественный эксперимент

natural experiment) - метод исследования, при котором экспериментатор воспроизводит патологическое поведение у испытуемых в лаборатории и затем проводит эксперименты с испытуемыми.

Естественный эксперимент

Специфика. Проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, но он не знает, что участвует в исследовании. За счет этого достигается большая чистота эксперимента. Построение естественного эксперимента предполагает ряд этапов: функциональный анализ деятельности, в которой участвует испытуемый, в аспекте ее требований от исполнителя, фиксация ряда наблюдений за деятельностью испытуемого, анализ результатов и составление характеристики личности. Основными методами являются наблюдение и беседа с испытуемым, результаты чего обрабатываются качественно. Вариантом естественного эксперимента является психолого-педагогический эксперимент, или экспериментальное обучение, где изучение психических особенностей школьника, подлежащих формированию, осуществляется в процессе обучения и воспитания.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

вид эксперимента, проводимый в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого. Е. э. позволяет изучать психические процессы, состояния и свойства личности в естественных условиях труда, учебы или игры. Он м. б. применен и при социально-психологическом исследовании групп. Наблюдения и замеры в Е. э. нередко дополняются беседой с испытуемым. Недостаток Е. э. – трудности в получении количественных данных и использование приемов их анализа. Одним из вариантов Е. э. является психолого-педагогический эксперимент, в процессе которого изучение обучаемого ведется непосредственно в условиях учебной деятельности (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, 1996). На первый взгляд область применения Е. э. в силу моральных соображений в конфликтологии существенно ограничена. Однако это далеко не так. Во-первых, урегулирование любой конфликтной ситуации может проводиться конфликтологом как Е. э. При этом интересы науки должны носить подчиненный характер по отношению к задаче разрешения конфликта и интересам его участников. Во-вторых, каждый конфликтолог сам, так или иначе, участвует в разных конфликтах или предконфликтных ситуациях.

Естественный эксперимент

экспериментальная стратегия, разработанная А.Ф. Лазурским в 1910 г. Характеризуется тем, что проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, но он не знает, что участвует в исследовании. Благодаря этому достигается большая чистота эксперимента. Основными методами являются наблюдение и беседа с испытуемым, результаты чего обрабатываются качественно. Вариантом естественного эксперимента является психолого-педагогический эксперимент, или экспериментальное обучение, где изучение психических особенностей школьника, подлежащих формированию, осуществляется в процессе обучения и воспитания.