Что можно смотреть в микроскоп. Цикл занятий «Опыты и микроскопы

Перед юными исследователями и их родителями с момента приобретения увеличительного прибора стоит непростая задача - правильно им воспользоваться, так, чтобы он оправдал связанные с ним ожидания. Зачастую, не имея достаточного мастерства и информационного багажа, нет время для наработки навыков, чтения литературы, глубокого вникания в вопрос практической биологии. Многим хочется просто подключить в розетку аппарат и устроиться поудобнее в кресле, в предвкушении ленивого рассматривания картинок о микромире, по образу и подобию диафильма или телепередачи. При таких условиях опыты с микроскопом ограничиваются неудачными попытками «хоть что-то» увидеть. Безусловно, за этим следует разочарование. Однако, мало кто задумывается о том, что причина не в технике, а в недостатке знаний и нежелании в этом разбираться.

Позволяют начинающему биологу (взрослому или ребенку) в короткий срок овладеть базовыми принципами микроскопии, научиться самостоятельно подбирать оптимальное увеличение, задействовать тот или иной метод исследования, плавно и без рывков фокусироваться на образцах, грамотно их подсветить и т.д. Ведь одно дело - прочитать в книжке или в интернете, и совсем другое - попробовать самому.

Простейший опыт с микроскопом, рекомендуемый на начальном этапе - это просмотр микропрепаратов, пропускающих свет (прозрачных) в проходящем освещении. Для этого с помощью микротома делается тонкий продольный или поперечный срез растения. Он размещается между предметным и покровным стеклами, центрируется на столике - то есть располагается точно под объективом (в первую очередь надо использовать 4х, а затем, путем поворота револьверного устройства - более мощные, такие как 10х и 40х). Включается подсветка снизу, благодаря чему световые лучи проходят сквозь клетки и можно наблюдать их структуру.

Аналогичный по простоте опыт с микроскопом, но уже в качестве исследуемого материала берется непрозрачная вещь - например, металлическая монетка. Стеклышки не используются, она просто кладется под оптику, далее надо включить верхний осветитель (чаще всего применяется встроенный светодиод). Если его нет - то подойдет фонарик или настольная лампа. Отражаясь от монеты, фотоны пролетают сквозь оптическую систему и, выходя через окулярную трубку с окуляром, формируют картину увеличенного предмета.

В дальнейшем, когда основные правила работы уже освоены, можно перейти к более сложным опытам с микроскопом. Например, изучение жизни в капле воды . Перед взором предстанет микроскопический мир, со своими законами и бурлящей жизнедеятельностью. Можно понаблюдать за питанием, передвижением и размножением одноклеточных, например, инфузории или эвглены, амеб и других микроорганизмов.

Многие детские и учебные микроскопы комплектуются производителями наборами для опытов. Они содержат подробное описание экспериментов, а также вес необходимые для этого «ингредиенты» и приспособления (например, пинцет, иглу, чашку Петри и т.д.). Один из самых популярных -

Микроорганизмы под названием бактерии окружают нас повсеместно. Источники для ознакомления с этими простыми, но интересными организмами можно найти буквально везде. Даже на руках, во рту, в моче, слюне человека живут миллионы интересных образцов. Разместив бактерии под микроскопом, можно увидеть их строение, особенности, понять, по каким признакам они классифицируются.

Можно посмотреть видео, демонстрирующие увеличение данных организмов под микроскопом. Это современные устройства, позволяющие рассмотреть невидимые человеческому глазу частицы. Они дают возможность достаточно точно узнать, как устроен мир одноклеточных, а также что такое бактерия, максимально подробно.

Разновидности микроскопов

Познакомиться с импровизированным видео под увеличительными линзами, где бактерии двигаются, можно в лабораторных и домашних условиях. Все зависит от наличия специального оборудования. Микроскопы, позволяющие производить наблюдение за организмами, имеют свою классификацию, построенную на основе конструкции оборудования, предоставляемых им возможностей. Выделяют следующие доступные виды:

  • обычный (биологические лаборатории, классы образовательных учреждений);
  • фазово-контрастный (исследует бактерии в моче);
  • темнопольный;
  • электронный.

На фото продемонстрированы данные категории для исследования бактерий, которые можно приобрести. Ознакомившись с видео, можно без труда научиться пользоваться каждой моделью, не допуская ошибок.

Выбор подходящей модели

Многих начинающих исследователей интересует, какой прибор выбрать, чтобы рассмотреть кисломолочные, а также другие распространенные категории бактерий.

Бюджетный сегмент микроскопов, демонстрирующих 640-кратное увеличение, не даст того эффекта, который можно оценить на видео, сделанном более мощным микроскопом. Бактерии в моче, к примеру, можно увидеть только под линзами оборудования, увеличивающим в 1000 крат и больше.

Под линзами обычного микроскопа будут показаны не совсем четкие палочки, нити, шарики с отсутствием четких контуров, сероватого оттенка.

Фазово-контрастный тип прибора работает на основе определения различной плотности частиц. Данный микроскоп, позволяющий осуществлять наблюдение и увеличение бактерий, окрашивает элементы в светло-серый или темно-серый оттенок. На таком видео можно рассмотреть многократное увеличение бактерий, находящихся в моче.

Темнопольный микроскоп позволяет разглядеть кисломолочные бактерии (увидеть, как они выглядят, можно также на фото). Его преимущество состоит в рассеивании света, идущего не через линзу напрямую, а сбоку. Прибор также позволяет понять, какой актуальный характер движения бактерий.

Электронная микроскопия: эффективный метод

Данный вид микроскопов следует выделить отдельно, так как на просторах разреженного пространства гибнут живые микроорганизмы, поэтому увидеть их непросто. Его изобретение стало настоящим прорывом, позволившим внести коррективы в изучение живых микроорганизмов. Много десятилетий назад оптические микроскопы не давали возможность узнать, как устроена бактерия, и рассмотреть наличие ядра или протоплазмы.

При помощи электронного устройства ученым удалось проследить процесс деления клетки. На фото можно увидеть бактерию стафилококка, часто присутствующую в моче человека и вызывающую серьезные заболевания, в состоянии деления. Исследования дали возможность снимать видео для изучения процессов на базе образовательных учреждений.

Что можно рассмотреть?

Каждый теперь может увидеть фото и видео всех известных науке бактерий в свободном доступе. Кисломолочные - это кокки и палочки, бактерии в моче - правильной формы шары (стафилококки), прямые палочки, нити (протеусы). Особенно хорошо они видны под электронным прибором на фото.

Исследуемый материал нужно фиксировать специальным методом, чтобы избежать быстрого распада и снизить уровень токсичности (второе актуально для исследования не всегда безопасных микроорганизмов в моче).

Увидеть бактерии в электронный микроскоп можно после предварительного нагрева стекла, на который нанесен образец для рассмотрения. Не обязательно покупать горелку – бытовые источники огня и стандартный пинцет позволят это сделать. В этих же целях можно использовать метиловый спирт или ацетон. Химическая фиксация требует осторожности (лучше рассмотреть для начала видео). Далее производится окраска образца с последующим увеличением его под микроскопом (наиболее распространенная краска - метиленовая синяя).

Учитывая, какой вид бактериальных организмов был окрашен, можно увидеть палочки или шарик. Они могут присутствовать в открытых ранах или моче человека.

Подвижные и неподвижные организмы

Под электронным или обычным микроскопом с многократным увеличением будет видно движение клеток. Независимо от того, какой тип бактерий исследуется – шары-стафилоккоки (находящиеся в моче) или кисломолочные, с жгутиками или без – они не останутся неподвижными. Возникает закономерный вопрос: почему двигаются те образцы, у которых жгутиков от природы нет?

Причина - не самостоятельное движение, как у имеющих дополнительные элементы, позволяющие шевелиться, а броуновское движение (беспорядочное, теплового типа). Палочки и нити могут:

  • пересекать поле,
  • замирать,
  • складываться вдвое,
  • образовывать спираль.

Имея под рукой микроскоп для наблюдения за различными бактериями, можно исследовать свою бытовую сферу и физиологические жидкости - микроорганизмы в моче, слюне. Интересное рядом, но увидеть скрытую от посторонних глаз жизнь непросто. С одной стороны, доступны различные категории видео и фото, но гораздо эффективнее провести эксперимент самостоятельно.

Каждый ребенок стремится познавать мир и каждый день делать для себя новые открытия. Для любознательных ребят отличным подарком станет детский цифровой микроскоп , ведь он позволит рассмотреть то, что невозможно увидеть невооруженным глазом.

Разглядеть в деталях как устроена кожа человека или простой лист с дерева, крылышко насекомого или чешуйку лука, что плавает в маленькой капле воды, как выглядит пыльца на цветке и многие другие удивительные картины, которыми так богат микромир - все это легко позволяет сделать детский цифровой микроскоп.

Микроскопы для детей просты в использовании, но при этом учат ребенка правильно обращаться с инструментом, экспериментировать, наблюдать и развивать тягу к знаниям. А различные аксессуары, такие как стеклышки, колбочки прочее сделают исследования более увлекательными.

Детский цифровой микроскоп очень удобен в использовании: достаточно мощная цифровая камера передает фиксируемое ею увеличенное изображение различных предметов на широкий монитор компьютера, поэтому наблюдателю не приходится щуриться и старательно приглядываться, как это происходит при работе с обычным микроскопом.

Еще одно не менее интересное преимущество цифрового микроскопа перед обычным заключается в том, что с его помощью можно делать фотографии увеличенного изображения, а затем создать целый альбом маленького исследователя.

Опыты с микроскопом для детей

1. Обучать детей элементарным правилам гигиены будет намного проще, если использовать для этих целей детский микроскоп. Просто покажите малышу, как выглядят немытые руки под микроскопом и, будьте уверены: он сам, без подсказки взрослых, будет бегать к умывальнику каждый раз, когда это потребуется и даже чаще. Вид безобразных микробов и бактерий, капошащихся на немытых овощах и фруктах, также вызовет у ребенка отвращение.

2. С помощью детского микроскопа можно читать очень мелкий шрифт на различных этикетках продуктов питания.

3. Не менее интересно изучать под микроскопом все особенности строения денежных банкнот (или проверять их на наличие «водных знаков» и других защитных символов неподдельных купюр).

4. Исследуйте каплю воды из стоячего водоема на предмет амеб и инфузорий (можно взять воду из вазы с букетом цветов).

5. Отличные объекты для детских исследований - это, бесспорно, насекомые. Где брать образцы для рассматривания, решать вам, но не стоит ловить и убивать насекомых специально, даже ради науки. Не нужно такой подход делать для малыша нормой. Исключения могут составлять насекомые «вредные»: муха, комар, таракан, колорадский жук. Этих «надоед» всегда можно отыскать с избытком. Поищите на лугу крыло бабочки - под микроскопом на нем видна пыльца. Обследуйте паутину - там всегда можно найти погибших мелких насекомых.

6. Очень интересно рассмотреть с малышом состав чернозема (хорошо видны остатки растений и даже живые насекомые), песчинки (красивые круглые кристаллики) и вязкую глину.

7. Соберите несколько видов лишайников: они изумительно красивы под микроскопом. Интересно рассматривать мох, часто в нем можно отыскать крошечных насекомых, которые практически не видны невооруженным глазом.

8. Отломите по кусочку коры разных деревьев - маленькому биологу хватит работы надолго.

Занятия с микроскопом помогут малышу расширить знания об окружающем мире, создадут необходимые условия для познавательной деятельности, экспериментирования, систематического наблюдения за всевозможными живыми и не живыми объектами.

Подготовила Марьяна Чорновил

Продолжительность: 4 недели

Цель:

Исследовать возможности микроскопа для объектов живой и неживой природы

Задачи:

1. Узнать историю создания микроскопа.

2. Узнать, из чего состоят микроскопы, и какими могут они быть.

3. Провести опыты с элементами исследования.

Актуальность проекта

Среди дошкольников отыскать тех, кого не интересует устройство всего живого на Земле, очень не просто. Ежедневно дети задают десятки сложнейших вопросов своим мамам и папам. Любознательных малышей интересует определенно все: из чего состоят животные и растения, чем жжется крапива, почему одни листочки гладкие, а другие – пушистые, как стрекочет кузнечик, отчего помидор красный, а огурец – зеленый. И именно микроскоп даст возможность найти ответы на многие детские "почему". Куда интереснее не просто послушать мамин рассказ о каких-то там клетках, а посмотреть на эти клетки собственными глазами. Трудно даже представить, насколько захватывающие картинки можно увидеть в окуляр микроскопа, какие удивительные открытия сделает ваш маленький естествоиспытатель.

Занятия с микроскопом помогут малышу расширить знания об окружающем мире, создадут необходимые условия для познавательной деятельности, экспериментирования, систематического наблюдения за всевозможными живыми и не живыми объектами. У малыша будет развиваться любознательность, интерес к происходящим вокруг него явлениям. Он будет ставить вопросы и самостоятельно искать на них ответы. Маленький исследователь сможет совсем иначе взглянуть на самые простые вещи, увидеть их красоту и уникальность. Все это станет крепкой основой для дальнейшего развития и обучения.

Проект призван на примере микроскопа показать детям возможности использования приборов для изучения объектов и явлений окружающего мира, расширять кругозор, вовлекать их в экспериментальную и проектную деятельность с использованием микроскопа.

Механизм реализации проекта

Осуществление проекта проводилось через подбор материала, проведение опытов.

Ожидаемые результаты

  • Повышение уровня экологического образования дошкольников.
  • Появление желания экспериментировать с использованием микроскопа.
  • Получить практические знания по использованию микроскопа.

Основная часть

История создания микроскопа.

Микроскоп (от греч. - малый и смотрю) - оптический прибор для получения увеличенных изображений объектов, невидимых невооружённым глазом.

Увлекательное это занятие - рассматривать что-либо в микроскоп. Но кто же придумал это чудо - микроскоп?

В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей - два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено. И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, - нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться? На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца - оправу для очков. Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги, которая лежала здесь же на столе. К его удивлению, буквы стали огромными. В трубку посмотрел младший и закричал, пораженный: он увидел запятую, но какую запятую - она была похожа на толстого червяка! Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек. Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы. О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки. Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше. Это и был первый микроскоп. Его случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Захария Янсен, - вернее сказать, - его дети.

Микроскоп можно назвать прибором, открывающим тайны. Микроскопы в разные года выглядели по-разному, но с каждым годом становились всё сложнее, и у них стало появляться много деталей.

Виды микроскопов.

Существует множество различных видов увеличительных приборов. Например, лупы, телескопы, бинокли, микроскопы. Какие же бывают микроскопы?

Существует 3 вида микроскопов.

1. Оптический микроскоп, который был изобретен еще в 16 веке. Он состоит из 2-х линз, одна из которых предназначена для глаза, другая для объекта, который ты хочешь рассмотреть.

2. Электронный микроскоп был изобретен в начале 20 века. Наблюдаемый объект сканируется электронным лазером, который анализирует частицы при помощи компьютера, который воссоздает трехмерное изображение наблюдаемого объекта.

3. Сканирующий туннельный микроскоп и атомно-силовой микроскоп изобретены позднее, с их помощью можно увидеть бесконечно малые частицы.

Химики используют микроскоп для изучения молекул. Видя то, что не видно вооруженным взглядом, они могут смешивать молекулы и создавать новые материалы, называемые пластмассами.

Врачи и биологи используют микроскоп, чтобы понять функционирование живых организмов. При помощи микроскопа, врачи изучают различные заболевания и создают лекарства, а также проводят хирургические операции, которые требуют особой точности.

Инженер-агроном изучает молекулы пищи. Это помогает создавать новые продукты из уже существующих видов пищи. Микроскоп используется и для контроля качества пищи, что может предотвратить множество болезней.

Криминалисты расследуют преступления научными методами. Они используют микроскоп для изучения улик, оставленных на месте преступления. Микроскоп помогает собирать и изучать отпечатки пальцев.

Микроскоп

В лаборатории нашего детского сада мы будем работать с оптическим микроскопом, который работает на батарейках. Основная задача этого микроскопа - показать объект в увеличенном виде.

Я познакомила детей с этим микроскопом, рассказала из чего он состоит, как работает.

Дети узнали какие предметы входят в его набор это:

Прозрачные пластины, с их помощью можно сохранять образцы, которые были изучены ранее;

Пинцет и палочка для размешивания;

Игла, скальпель и микрорезка;

Чашка Петри.

Прежде чем проводить исследования, дети узнали правила работы с микроскопом:

1. Поставь микроскоп на ровную поверхность.

2. Проверь подсветку. Установи образец на подставку и зажми пластину, крути регулятор для получения 150-ти кратного увеличения.

3. Посмотри в окуляр. С помощью регулятора фокусировки придвинь объектив как можно ближе к платине, не касаясь ее. Затем крути регулятор в обратном направлении до тех пор, пока изображение не станет четким.

4. С помощью светофильтров можно изменять цвета рассматриваемых объектов.

5. Если изображение слишком темное, можно настроить яркость подсветки.

6. Выбрать объект для исследования и навести фокус.

Эксперименты с микроскопом.

Под микроскопом можно рассмотреть буквально все это интересно и познавательно.

1.Состав растений

Все, начиная от семян, заканчивая листьями деревьев и прочих растений, живое. Эти предметы состоят из тысячи крошечных клеток, которые помогают растениям расти, развиваться и размножаться.. Вот они-то и видны в микроскоп, будто маленькие кирпичики. А почему их назвали клетками? Это имя придумал английский ботаник Р.Гук. Рассматривая под микроскопом срез пробки, он заметил, что она состоит "из множества коробочек". А еще он называл эти "коробочки" камерами и... клетками.

Микроскоп поможет узнать о том, что все живое состоит из клеток. Под микроскопом можно увидеть не только клетку, но и рассмотреть ее строение.

Опыт 1. Листочек.

Листья – это нос дерева. У них есть 2 основные функции: поглощение солнечных лучей, углекислого газа и кислорода. Возьмем хороший зеленый листик клена. Отрежем от него небольшой кусочек. Поместим этот кусочек на пластину, закрепим ее на подставке, будем использовать прямое освещение.

Лист имеет простую структуру. Он состоит из черенка, который отходит от ствола дерева или веточки. Жилки являются скелетом растения. Листовая платина – основная ткань листа. С каждой стороны листа находятся клетки 2 типов, которые отвечают за обе функции. Снаружи есть хлоропласты, которые отвечают за захват солнечного света. На внутренней стороне есть устьица, которые поглощают углекислый газ днем, а кислород ночью.

Почему листья зеленые? Хлорофилл – это зеленый пигмент листочка. Это что-то вроде «крови» листа. Осенью лист покраснеет или пожелтеет, так как содержание хлорофилла уменьшится.

2.Люди и животные

У человека множество сходства с животными. Они состоят из одинаковых клеток. Эти клетки позволяют им жить, думать, двигаться и размножаться. Проведем опыт, который откроет удивительный мир животных клеток.

Опыт 2. Клетки во рту

Слюна состоит из множества животных клеток. Что удивительно, они почти ничем не отличаются от растительных клеток!

Чистым ватным тампоном соберем немного слюны с внутренней стороны щеки. Поместим небольшое количество полученного образца на пластину, распространим по ней, накроем другой прозрачной пластиной и дадим подсохнуть в течении нескольких минут. Наблюдение будем проводить с увеличением в 400 раз и при использовании отраженного света.

Слюна дает возможность легко наблюдать за животными клетками. Большинство клеток в данном образце погибли, но сохранили свою структуру, похожую на структуру растительных клеток – ядро, являющееся жизненным центром, которое погружено в цитоплазму. Внутри цитоплазмы есть питательные вещества, которые позволяют клетке жить, но, к сожалению, не видны в микроскоп. Мембрана защищает клетку. Отличительной чертой от растительных клеток является то, что животные клетки не имеют регулярной формы и могут быть разных размеров.

Твое тело состоит из определенного набора клеток. Например, эритроциты, клетки крови, не имеющие ядра, а мозг состоит из клеток, которые называют нейронами.

Предметы в твоем доме.

В твоем доме находится масса занимательных предметов. В шкафу, в холодильнике, в гостиной находятся множество предметов, с которыми можно провести эксперименты.

Опыт 3. Сахар в еде.

Все дети обожают сладости, сухие завтраки или шоколадную пасту. Все эти продукты содержат сахар

Понадобится сделать два образца. На первый поместим сахар, на второй шоколадный порошок (какао). Проводить эксперимент будем при слабом увеличении.

Под микроскопом можно различить в порошке какао частички сахара. Это небольшие прозрачные кусочки на фоне шоколадных гранул. Они составляют почти 65% порошка какао. На самом деле это именно тот сахар, который мы добавляем в чай и кофе. Шоколадный порошок не самый сладкий продукт. Например, в бутылке содовой находится 9 кусков сахара. Кроме того, в одном печенье содержится 1 кусок сахара, а конфеты почти полностью состоят из него. Поэтому, чтобы оставаться здоровыми, не стоит злоупотреблять этими продуктами.

Какие фрукты самые сладкие? На 100г фиников приходится 7 кусков сахара. Затем следует виноград и банан. А вот в землянике наоборот содержится меньше всего сахара.

На этом наши исследования закончились. Мы сделали снимки всех объектов, которые исследовали под микроскопом.

Заключение

Исследуя разные объекты под микроскопом, человек познает природу самой жизни. Выполняя этот проект, мы узнали историю создания первого микроскопа, и какие теперь использует человек в современной жизни.

Научились пользоваться оптическим микроскопом – прибором для получения увеличенных изображений объектов, невидимых невооружённым глазом. Узнали, из чего он состоит и как с ним работать. Провели несколько экспериментов по исследованию увеличенных объектов. Действительно, увлекательное это занятие - рассматривать что-либо в микроскоп.

Выводы:

1. Познакомились с интересной историей изобретения микроскопа.

2. Мы узнали, из чего состоят микроскопы, и какими они бывают.

3. Проделали несколько очень интересных и познавательных опытов.

4. Микроскоп - штука интересная!

Приложение № 1

Тематическое планирование

Этапы

Срок

Формы взаимодействия

Ответственные

Подготовительный

1 неделя
октября

Деятельность воспитателя

Изучение методической литературы

Составление плана

Организация предметно – развивающей среды

Воспитатель группы

Воспитатель - дети

Беседы познавательного характера:

«История создания микроскопа»

«Виды микроскопов»

«Профессии, в которых используется микроскоп»

- просмотр мультфильмов «Биология для малышей»

ФИКСИКИ игрушки – «Как работает МИКРОСКОП» развивающий мультик для детей

Воспитатель группы

1 неделя
сентября

Воспитатель - родители

Беседа с родителями связанная с реализацией проекта.

Воспитатель группы

Основной

Заключительный

2 неделя сентября

3 неделя сентября

4неделя сентября

4неделя сентября

Воспитатель - дети

Экскурсия в “детскую лабораторию”;

Познакомить:

С микроскопом из чего состоит;

Что входит в его набор, - правилами работы с микроскопом

- «Увеличительные приборы – просмотр презентации.

С/ ролевая игра «Мы юные исследователи»

Поиск образцов для исследований

Беседа

«Состав растений»

Опыт №1 «Листочек»


- Чтение художественной литературы: книга Ян Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»

«Люди и животные»

Опыт № 2 «Клетки во рту»

Лепка «Домашние животные».

Составление рассказов «Люди и животные»

«Предметы в твоем доме»

Опыт №3 «сахар в еде»

Загадки о предметах в твоем доме.

Итоговая беседа (анализ проделанной работы)

Воспитатель группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Микроскоп»

Познавательно – исследовательский проект «Микроскоп»

Тип проекта: краткосрочный исследовательский

Продолжительность: 4 недели

Участники: воспитатель и воспитанники средней группы «Цветочки».

Цель:

Задачи:

Актуальность проекта

Механизм реализации проекта

Ожидаемые результаты

Основная часть

История создания микроскопа.

Виды микроскопов.

Профессии, в которых используется микроскоп.

Микроскоп

Чашка Петри.

Эксперименты с микроскопом.

1.Состав растений

Опыт 1. Листочек.

Почему листья зеленые?

2.Люди и животные

Опыт 2. Клетки во рту

Какие еще клетки обитают в твоем теле?

Предметы в твоем доме.

Опыт 3. Сахар в еде.

Какие фрукты самые сладкие?

Заключение

Выводы:

Приложение № 1

Тематическое планирование

Этапы

Срок

Формы взаимодействия

Ответственные

Подготовительный

1 неделя
октября

Деятельность воспитателя

Составление плана

Воспитатель группы

1 неделя

октября

Воспитатель - дети

«Виды микроскопов»

-

Воспитатель группы

1 неделя
сентября

Воспитатель - родители

Воспитатель группы

Основной

Заключительный

2 неделя сентября

3 неделя сентября

4неделя сентября

4неделя сентября

Воспитатель - дети

Познакомить:


Беседа

«Состав растений»

Опыт №1 «Листочек»

Рисование «Осенний листочек»

Беседа

«Люди и животные»

Опыт № 2 «Клетки во рту»

Лепка «Домашние животные».

Беседа

«Предметы в твоем доме»

Опыт №3 «сахар в еде»

Воспитатель группы

Предварительный просмотр:

Познавательно - исследовательский проект по теме

«Микроскоп»

Познавательно – исследовательский проект «Микроскоп»

Тип проекта: краткосрочный исследовательский

Продолжительность: 4 недели

Участники: воспитатель и воспитанники средней группы «Цветочки».

Цель:

Исследовать возможности микроскопа для объектов живой и неживой природы

Задачи:

1. Узнать историю создания микроскопа.

2. Узнать, из чего состоят микроскопы, и какими могут они быть.

3. Провести опыты с элементами исследования.

Актуальность проекта

Среди дошкольников отыскать тех, кого не интересует устройство всего живого на Земле, очень не просто. Ежедневно дети задают десятки сложнейших вопросов своим мамам и папам. Любознательных малышей интересует определенно все: из чего состоят животные и растения, чем жжется крапива, почему одни листочки гладкие, а другие – пушистые, как стрекочет кузнечик, отчего помидор красный, а огурец – зеленый. И именно микроскоп даст возможность найти ответы на многие детские "почему". Куда интереснее не просто послушать мамин рассказ о каких-то там клетках, а посмотреть на эти клетки собственными глазами. Трудно даже представить, насколько захватывающие картинки можно увидеть в окуляр микроскопа, какие удивительные открытия сделает ваш маленький естествоиспытатель.

Занятия с микроскопом помогут малышу расширить знания об окружающем мире, создадут необходимые условия для познавательной деятельности, экспериментирования, систематического наблюдения за всевозможными живыми и не живыми объектами. У малыша будет развиваться любознательность, интерес к происходящим вокруг него явлениям. Он будет ставить вопросы и самостоятельно искать на них ответы. Маленький исследователь сможет совсем иначе взглянуть на самые простые вещи, увидеть их красоту и уникальность. Все это станет крепкой основой для дальнейшего развития и обучения.

Проект призван на примере микроскопа показать детям возможности использования приборов для изучения объектов и явлений окружающего мира, расширять кругозор, вовлекать их в экспериментальную и проектную деятельность с использованием микроскопа.

Механизм реализации проекта

Осуществление проекта проводилось через подбор материала, проведение опытов.

Ожидаемые результаты

  • Повышение уровня экологического образования дошкольников.
  • Появление желания экспериментировать с использованием микроскопа.
  • Получить практические знания по использованию микроскопа.

Основная часть

История создания микроскопа.

Микроскоп (от греч. - малый и смотрю) - оптический прибор для получения увеличенных изображений объектов, невидимых невооружённым глазом.

Увлекательное это занятие - рассматривать что-либо в микроскоп. Но кто же придумал это чудо - микроскоп?

В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей - два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено. И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, - нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться? На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца - оправу для очков. Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги, которая лежала здесь же на столе. К его удивлению, буквы стали огромными. В трубку посмотрел младший и закричал, пораженный: он увидел запятую, но какую запятую - она была похожа на толстого червяка! Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек. Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы. О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки. Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше. Это и был первый микроскоп. Его случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Захария Янсен, - вернее сказать, - его дети.

Микроскоп можно назвать прибором, открывающим тайны. Микроскопы в разные года выглядели по-разному, но с каждым годом становились всё сложнее, и у них стало появляться много деталей.

Виды микроскопов.

Существует множество различных видов увеличительных приборов. Например, лупы, телескопы, бинокли, микроскопы. Какие же бывают микроскопы?

Существует 3 вида микроскопов.

  1. Оптический микроскоп, который был изобретен еще в 16 веке. Он состоит из 2-х линз, одна из которых предназначена для глаза, другая для объекта, который ты хочешь рассмотреть.
  2. Электронный микроскоп был изобретен в начале 20 века. Наблюдаемый объект сканируется электронным лазером, который анализирует частицы при помощи компьютера, который воссоздает трехмерное изображение наблюдаемого объекта.
  3. Сканирующий туннельный микроскоп и атомно-силовой микроскоп изобретены позднее, с их помощью можно увидеть бесконечно малые частицы.

Профессии, в которых используется микроскоп.

Химики используют микроскоп для изучения молекул. Видя то, что не видно вооруженным взглядом, они могут смешивать молекулы и создавать новые материалы, называемые пластмассами.

Врачи и биологи используют микроскоп, чтобы понять функционирование живых организмов. При помощи микроскопа, врачи изучают различные заболевания и создают лекарства, а также проводят хирургические операции, которые требуют особой точности.

Инженер-агроном изучает молекулы пищи. Это помогает создавать новые продукты из уже существующих видов пищи. Микроскоп используется и для контроля качества пищи, что может предотвратить множество болезней.

Криминалисты расследуют преступления научными методами. Они используют микроскоп для изучения улик, оставленных на месте преступления. Микроскоп помогает собирать и изучать отпечатки пальцев.

Микроскоп

В лаборатории нашего детского сада мы будем работать с оптическим микроскопом, который работает на батарейках. Основная задача этого микроскопа - показать объект в увеличенном виде.

Я познакомила детей с этим микроскопом, рассказала из чего он состоит, как работает.

Дети узнали какие предметы входят в его набор это:

Прозрачные пластины, с их помощью можно сохранять образцы, которые были изучены ранее;

Пинцет и палочка для размешивания;

Игла, скальпель и микрорезка;

Чашка Петри.

Прежде чем проводить исследования, дети узнали правила работы с микроскопом:

1. Поставь микроскоп на ровную поверхность.

2. Проверь подсветку. Установи образец на подставку и зажми пластину, крути регулятор для получения 150-ти кратного увеличения.

3. Посмотри в окуляр. С помощью регулятора фокусировки придвинь объектив как можно ближе к платине, не касаясь ее. Затем крути регулятор в обратном направлении до тех пор, пока изображение не станет четким.

4. С помощью светофильтров можно изменять цвета рассматриваемых объектов.

5. Если изображение слишком темное, можно настроить яркость подсветки.

6. Выбрать объект для исследования и навести фокус.

Эксперименты с микроскопом.

Под микроскопом можно рассмотреть буквально все это интересно и познавательно.

1.Состав растений

Все, начиная от семян, заканчивая листьями деревьев и прочих растений, живое. Эти предметы состоят из тысячи крошечных клеток, которые помогают растениям расти, развиваться и размножаться.. Вот они-то и видны в микроскоп, будто маленькие кирпичики. А почему их назвали клетками? Это имя придумал английский ботаник Р.Гук. Рассматривая под микроскопом срез пробки, он заметил, что она состоит "из множества коробочек". А еще он называл эти "коробочки" камерами и... клетками.

Микроскоп поможет узнать о том, что все живое состоит из клеток. Под микроскопом можно увидеть не только клетку, но и рассмотреть ее строение.

Опыт 1. Листочек.

Листья – это нос дерева. У них есть 2 основные функции: поглощение солнечных лучей, углекислого газа и кислорода. Возьмем хороший зеленый листик клена. Отрежем от него небольшой кусочек. Поместим этот кусочек на пластину, закрепим ее на подставке, будем использовать прямое освещение.

Лист имеет простую структуру. Он состоит из черенка, который отходит от ствола дерева или веточки. Жилки являются скелетом растения. Листовая платина – основная ткань листа. С каждой стороны листа находятся клетки 2 типов, которые отвечают за обе функции. Снаружи есть хлоропласты, которые отвечают за захват солнечного света. На внутренней стороне есть устьица, которые поглощают углекислый газ днем, а кислород ночью.

Почему листья зеленые? Хлорофилл – это зеленый пигмент листочка. Это что-то вроде «крови» листа. Осенью лист покраснеет или пожелтеет, так как содержание хлорофилла уменьшится.

2.Люди и животные

У человека множество сходства с животными. Они состоят из одинаковых клеток. Эти клетки позволяют им жить, думать, двигаться и размножаться. Проведем опыт, который откроет удивительный мир животных клеток.

Опыт 2. Клетки во рту

Слюна состоит из множества животных клеток. Что удивительно, они почти ничем не отличаются от растительных клеток!

Чистым ватным тампоном соберем немного слюны с внутренней стороны щеки. Поместим небольшое количество полученного образца на пластину, распространим по ней, накроем другой прозрачной пластиной и дадим подсохнуть в течении нескольких минут. Наблюдение будем проводить с увеличением в 400 раз и при использовании отраженного света.

Слюна дает возможность легко наблюдать за животными клетками. Большинство клеток в данном образце погибли, но сохранили свою структуру, похожую на структуру растительных клеток – ядро, являющееся жизненным центром, которое погружено в цитоплазму. Внутри цитоплазмы есть питательные вещества, которые позволяют клетке жить, но, к сожалению, не видны в микроскоп. Мембрана защищает клетку. Отличительной чертой от растительных клеток является то, что животные клетки не имеют регулярной формы и могут быть разных размеров.

Какие еще клетки обитают в твоем теле? Твое тело состоит из определенного набора клеток. Например, эритроциты, клетки крови, не имеющие ядра, а мозг состоит из клеток, которые называют нейронами.

Предметы в твоем доме.

В твоем доме находится масса занимательных предметов. В шкафу, в холодильнике, в гостиной находятся множество предметов, с которыми можно провести эксперименты.

Опыт 3. Сахар в еде.

Все дети обожают сладости, сухие завтраки или шоколадную пасту. Все эти продукты содержат сахар

Понадобится сделать два образца. На первый поместим сахар, на второй шоколадный порошок (какао). Проводить эксперимент будем при слабом увеличении.

Под микроскопом можно различить в порошке какао частички сахара. Это небольшие прозрачные кусочки на фоне шоколадных гранул. Они составляют почти 65% порошка какао. На самом деле это именно тот сахар, который мы добавляем в чай и кофе. Шоколадный порошок не самый сладкий продукт. Например, в бутылке содовой находится 9 кусков сахара. Кроме того, в одном печенье содержится 1 кусок сахара, а конфеты почти полностью состоят из него. Поэтому, чтобы оставаться здоровыми, не стоит злоупотреблять этими продуктами.

Какие фрукты самые сладкие? На 100г фиников приходится 7 кусков сахара. Затем следует виноград и банан. А вот в землянике наоборот содержится меньше всего сахара.

На этом наши исследования закончились. Мы сделали снимки всех объектов, которые исследовали под микроскопом.

Заключение

Исследуя разные объекты под микроскопом, человек познает природу самой жизни. Выполняя этот проект, мы узнали историю создания первого микроскопа, и какие теперь использует человек в современной жизни.

Научились пользоваться оптическим микроскопом – прибором для получения увеличенных изображений объектов, невидимых невооружённым глазом. Узнали, из чего он состоит и как с ним работать. Провели несколько экспериментов по исследованию увеличенных объектов. Действительно, увлекательное это занятие - рассматривать что-либо в микроскоп.

Выводы:

1. Познакомились с интересной историей изобретения микроскопа.

2. Мы узнали, из чего состоят микроскопы, и какими они бывают.

3. Проделали несколько очень интересных и познавательных опытов.

4. Микроскоп - штука интересная!

Приложение № 1

Тематическое планирование

Этапы

Срок

Формы взаимодействия

Ответственные

Подготовительный

1 неделя
октября

Деятельность воспитателя

Изучение методической литературы

Составление плана

Организация предметно – развивающей среды

Воспитатель группы

1 неделя

октября

Воспитатель - дети

Беседы познавательного характера:

«История создания микроскопа»

«Виды микроскопов»

«Профессии, в которых используется микроскоп»

- просмотр мультфильмов «Биология для малышей»

ФИКСИКИ игрушки – «Как работает МИКРОСКОП» развивающий мультик для детей

Воспитатель группы

1 неделя
сентября

Воспитатель - родители

Беседа с родителями связанная с реализацией проекта.

Воспитатель группы

Основной

Заключительный

2 неделя сентября

3 неделя сентября

4неделя сентября

4неделя сентября

Воспитатель - дети

- Экскурсия в “детскую лабораторию”;

Познакомить:

С микроскопом из чего состоит;

Что входит в его набор, - правилами работы с микроскопом

- «Увеличительные приборы – просмотр презентации.

С/ ролевая игра «Мы юные исследователи»

Поиск образцов для исследований


Беседа

«Состав растений»

Опыт №1 «Листочек»

Рисование «Осенний листочек»
- Чтение художественной литературы: книга Ян Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»

Беседа

«Люди и животные»

Опыт № 2 «Клетки во рту»

Лепка «Домашние животные».

Составление рассказов «Люди и животные»

Беседа

«Предметы в твоем доме»

Опыт №3 «сахар в еде»

Загадки о предметах в твоем доме.

Итоговая беседа (анализ проделанной работы)

Воспитатель группы


Мир вокруг нас удивительно многообразен и многолик. Каждому человеку интересно узнать, как устроено все то, что его окружает, и многие из нас стремятся приоткрыть завесу тайны микромира, который нельзя увидеть лицам неподготовленным и невооруженным специальным оборудованием. Расширить свой кругозор, узнать много нового и интересного и взглянуть на многие обыденные вещи с иной стороны всем любознательным поможет такой занимательный прибор и инструмент для профессиональных исследований как микроскоп.

С появлением микроскопа в Вашем доме Вы обретете свою минилабораторию, в которой Вы сможете проводить Ваши увлекательные опыты и эксперименты.

Что же в первую очередь стоит рассмотреть под микроскопом? Ниже перечислено несколько интересных и любопытных объектов для исследований.

Чтобы рассмотреть детально завораживающий микромир вполне подойдет даже сравнительно недорогая модель биологического микроскопа - Микромед С-11 .

Мед под микроскопом

Микроскоп поможет Вам сделать вывод о том, натуральный ли мед, который хранится у Вас на кухне и которым Вы спасаетесь ненастными вечерами.

Необходимо взять чуть-чуть меда, растворить его в воде и дать ему пару дней отстояться. После отстаивания нужно собрать пипеткой со дна банки осадок и перенести его на предметное стекло. Наблюдая за осадком под микроскопом, в натуральном меде Вы заметите пыльцу. По виду пыльцы можно определить, с каких растений пчелами собирался мед.

Смотря на мед в окуляр микроскопа, можно увидеть кристаллы глюкозы, которые похожи на звездочки и иголочки. Если же вместо этого Вы заметите кристаллы сахара в виде крупных частиц, то можно сделать вывод о том, что мед не натуральный.


Нужно взять полстакана кипяченой теплой воды, насыпать туда ложку сахара, размешать и добавить немного пекарских дрожжей из пакетика. Спустя несколько минут возьмите каплю раствора и перенесите ее на предметное стекло, положите сверху покровное стекло и понаблюдайте за исследуемым объектом при среднем и большом увеличении под нижним светом. Под микроскопом Вы увидите клетки круглой или вытянутой формы - это и будут дрожжи. При внимательном наблюдении Вы сможете заметить, как на некоторых клетках периодически начинают расти крошечные почечки - это новые клетки дрожжей. Они либо отрываются от материнских клеток, либо остаются, образуя маленькие цепочки.


Репчатый лук - это классика жанра. Многие из нас помнят, как в школе рассматривали препарат репчатого лука под микроскопом. Почему именно лука? Потому что у него сравнительно большие клетки, которые очень четко видны под микроскопом даже при небольшом увеличении. Для приготовления микропрепарата лука нужно разрезать луковицу на части и отделить один слой. От этого слоя отрезать маленький кусочек, а затем с вогнутой стороны этого кусочка луковицы при помощи пинцета отделить тонкую пленочку. Затем на предметное стекло капнуть кипяченой воды, опустить в нее пленочку и аккуратно расправить иголкой. После чего капнуть на препарат водного раствора йода (для окрашивания бесцветных клеток лука). Приготовленный объект для изучения необходимо накрыть покровным стеклом и промокнуть выступившую воду. И теперь можно приступать к исследованию растения.

Представленные выше объекты и многие-многие другие станут Вашими проводниками в мир удивительных микроскопических исследований! Мир, существующий на клеточном уровне, теперь открыт и Вам, стоит только